В поздравлении по случаю празднования Дня учителей и наставников Президент Узбекистана отметил: «Главной своей целью мы определили формирование в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения - Третьего Ренессанса путем масштабных демократических реформ, в том числе в системе образования. Когда речь идет об этом, каждый из нас, все наше общество должно прежде всего глубоко осознать суть и значение этого вопроса… Всем хорошо известно, что факел науки, ярко вспыхнувший в Греции в античные времена, в IX-XII веках вновь был зажжен на территории Центральной Азии. Это был период Первого Ренессанса на нашей земле, когда появилась целая плеяда корифеев науки, имена и труды которых и сегодня широко известны всему миру».

- Действительно, в те времена узбекский народ благодаря огромному потенциалу достиг высочайших вершин в развитии. И это придает нам чувство гордости, - отмечает доктор юридических наук, профессор ТГЮУ Фирюза Мухитдинова. - Многие годы я исследовала политико-­правовые учения мыслителей Востока, о которых упомянул Президент в своем выступлении, жизнь и деятельность которых актуально изучать и на современном этапе. Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Махмуд Замахшари и десятки других ученых своей научной деятельностью и открытиями мирового значения внесли огромный вклад в общечеловеческое развитие. Среди представителей эпохи, получившей название «Золотой век исламской культуры», - Имам Бухари, Имам Термези, Имам Матуриди, Бурханиддин Маргинони, Абул-Муин Насафи. Они по праву честь и гордость всего мусульманского мира.

Сегодня, в условиях карантина, значимость труда преподавателей возросла. Их функции, по мнению Аристотеля, аналогичны функциям мудрого руководителя государства: «Как и тот, учитель должен уметь хорошо сохранять в памяти все, что он видит и слышит; должен обладать проницательным и прозорливым умом, выразительной речью; не только любить занятия наукой, но и передавать знания своим ученикам; …должен любить правду, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; …дорожить честью; быть справедливым к своим ученикам».

Изучая Аристотеля, Абу Наср Фараби определил деятельность учителя, которая должна быть направлена на выработку у молодых людей нравственных норм и практических навыков для овладения искусством. Преподавателей, недобросовестно относящихся к своим обязанностям, Фараби считал просто не заслуживающими уважения.

О социальной ценности труда учителя Алишер Навои писал: «Его (учителя) дело самое трудное... Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить... Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны».

Повышение статуса преподавателя в обществе

 Сегодня признание роли учителей и наставников отразилось и в Рамочной программе действий «Образование-2030», где подчеркивается, что учителя играют основополагающую роль в деле обеспечения справедливого и качественного образования.

Президент Узбекистана еще в 2018 году инициировал масштабные реформы в сфере народного образования и поставил задачу повысить статус учителя в обществе. Был принят ряд важных Указов и постановлений главы государства по совершенствованию сферы.

Так, в соответствии с постановлением Президента от 30 сентября 2017 года в республике создано Министерство дошкольного образования. Система ДО кардинально реформирована: в короткие сроки построено и сдано в эксплуатацию около тысячи детских садов, где воспитательная работа осуществляется с применением самых передовых методов и средств.

Ведется большая работа по стимулированию труда педагогов. За последние три года размер заработной платы увеличен в 2,5 раза. Учителям, которые работают в отдаленных районах, выплачивают надбавку до 50 процентов. Это помогло привлечь в школы большое количество специалистов. Еще одним плюсом является полная выплата пенсий.

Также учителя, подготовившие призеров регио­нальных, республиканских и международных предметных олимпиад, удостаиваются единовременных денежных премий от 5 до 50 минимальных размеров заработных плат. А те, кто внес вклад в развитие образования, и те, кто получил государственные награды, обеспечиваются льготными путевками в оздоровительные санатории. Наряду с этим налажена система предоставления педагогическим работникам долгосрочных льготных кредитов на приобретение доступного жилья по типовым проектам и автотранспортных средств, а также выделения льготных кредитов членам их семей на развитие предпринимательской деятельности. Кроме того, ежегодно работники сферы образования удостаиваются государственных наград, им присваиваются почетные звания.

В продолжение этой работы 5 сентября 2018 года принят Указ Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием», который открыл новые перспективы в развитии сферы.

Передовые стандарты

В День учителей и наставников, поздравляя представителей сферы образования, руководитель страны сказал: «Мы сегодня поставили перед собой стратегическую задачу - создать фундамент Третьего Ренессанса и рассматриваем ее в качестве национальной идеи».

Системы дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования, научных и культурных учреждений - это четыре взаимо­связанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрож­дения.

В настоящее время преподаватель должен быть медиатором, определяющим направление в обучении и помогающим подопечным найти путь к решению проблемы. Занятия сегодня - это не написание конспектов или чтение лекций, а совместное обсуждение тем, мнений, направленных на развитие критического мышления, интерпретацию полученной информации, анализа конкретных учебных ситуаций. Важно развитие практики, навыков, компетенций, умения выражать свои мысли, идеи.

За последние несколько лет изменилось содержание образования с целью формирования у будущих специалистов способностей к самостоятельной практической деятельности. Вместе с тем это не значит, что, освоив в той или иной степени практическую сторону обучения и закрепив знания в период прохождения производственных практик, будущий специалист полностью готов к самостоятельной работе.

В этом отношении представляет интерес система университетского образования некоторых развитых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание, отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, бизнесе и так далее. Прежде всего это отличия в соотношении объ­емов теоретической и практической подготовки. На старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения.

Кроме того, компетентным специалист становится в том случае, если обладает хорошей теоретической базой и имеет необходимые практические знания и опыт. Однако если, как это часто бывает, обучение велось исключительно на абстрактных примерах, то в лучшем случае ему надо будет доучиваться. Подобная ситуация способствует возникновению у молодого специалиста психологического дискомфорта и негативного профессионального самоопределения, поскольку специальность, в которую он вложил время и силы, не востребована вообще или не в полной мере.

Одним из шагов в данном направлении стал Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019-го, которым предусмотрен поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования. Основные цели - совершенствование учебных программ с учетом международного опыта, внедрение инновационных технологий, создание при каждом вузе стартап-обучения и бизнес-инкубаторов.

Роль ННО

Как отметил Президент, нашему обществу нужны новое мышление и новые идеи, самое главное - кадры новой формации, способные осуществлять реформы. Немалая роль в этом вопросе отводится ННО. Все вышеназванные цели преследует молодой, но амбициозный Фонд развития науки и образования Ziyo Forum. Это некоммерческая организация, созданная в октябре 2019 года по инициативе министерств высшего и среднего специального образования и инновационного развития, а также Академии наук.

- Более 60 процентов населения Узбекистана - молодежь. Основная проблема сферы образования сегодня - это отсутствие индивидуальных траекторий развития, - подчеркивает директор фонда Бобур Фарманов. - Студенты не имеют достаточного практического опыта, чтобы по окончании высшего учебного заведения применить их в работе. Получить его можно, реализуя проекты. Для этого мы предоставляем лаборатории и материалы, которые нужны для воплощения идей. Да, бывают сложности. Иногда вопреки чему-то, но всегда ради чего-то. Мы - молодая команда амбициозных и креативных ребят, сталкиваемся абсолютно с теми же реалиями, что и любой студент вуза, молодой специалист. Именно поэтому нам важно не только говорить о проблемах, но и решать их.

К слову, сейчас фонд фокусирует внимание на трех направлениях.

Первое: образование. Известно, выявить потенциал молодежи можно на стадии обучения, а для этого нужно использовать новые технологии. Один из проектов фонда в этом направлении - студенческий медиапортал Avlod.media, где у студентов любого вуза страны будет возможность рассказать о жизни своего учебного заведения и проблемах образования, которые их волнуют.

Второе: наука. В настоящее время технологии играют важную роль в развитии государства. Чтобы сделать качественный технологический продукт, нужны опыт и хорошо оборудованные лаборатории. Еще важно, чтобы молодых исследователей знали, верили в них и давали им возможность проявить себя. Проект фонда «Альманах с историями настоящих исследователей» рассказывает о молодых ребятах, которые делают отличные проекты, несмотря на трудности.

Третье: просвещение. Творческие люди особенно нуждаются в поддержке. Их цель - развивать людей культурно, открывать новые площадки для выступлений и создавать арт-объекты. Один из проектов в этом направлении - ZiyoStage, где фонд предоставляет молодым музыкантам сцену для выступлений.

Такие меры, несомненно, привлекают молодежь к научной и творческой деятельности. Ведь, как отметил Президент, наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети.