Данное совещание было посвящено анализу реформ, осуществляемых в сфере дошкольного и школьного образования, поиску решений существующих проблем, а также определению приоритетных задач на будущее. Образование - это стратегическое направление, и каждое принятое решение, каждая инициатива служат обеспечению долгосрочных результатов. Именно на этот важный вопрос Президент обратил особое внимание.
Дошкольное образование - это начальный этап становления ребёнка как личности. Поэтому совершенствование данной сферы, увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, основанных на современных методиках и соответствующей среде, стало важнейшим направлением государственной политики.
В 2025 году планируется создание 182 тысяч новых мест в детских садах, из которых 82 тысячи - за счет строительства новых дошкольных учреждений, а оставшиеся 100 тысяч мест будут организованы посредством реконструкции существующих заведений и привлечения частного сектора. Это особенно актуально в регионах, где охват образованием составляет менее 80 процентов.
Кроме того, будут внедрены такие механизмы, как разработка трёхлетней программы на основе государственно-частного партнёрства, выделение свободных земельных участков через аукцион для строительства детских садов, предоставление субсидий и дополнительных выплат воспитателям.
Однако вместе с учреждениями необходимо обеспечить и качественные человеческие ресурсы. Поэтому 118 тысяч воспитателей прошли повышение квалификации. Теперь же для воспитателей со средним специальным образованием вводится новая система бакалавриата по принципу «5 дней работы + 1 день учебы». Ежегодно ожидается, что в сферу будут приходить около 10 тысяч новых воспитателей с высшим образованием.
В последние годы были приняты исторические решения по повышению престижа учителя и улучшению его материального положения. Сегодня более 60 тысяч педагогов получают зарплату в размере 10–12 миллионов сумов, а успешные школы в рамках системы оценки получают надбавку до 40 процентов - и это является результатом проводимых реформ в сфере образования.
Школьная инфраструктура также поэтапно обновляется. В настоящее время продолжаются строительные работы в 12 специализированных школах. С учетом того, что десятки тысяч учеников до сих пор вынуждены добираться на учебу с больших расстояний, в некоторых регионах были введены бесплатные автобусы.
Внедрение технологий в образование - требование нового времени. Если в 1-х классах уже начаты уроки информатики, то со следующего года в старших классах будут проводиться занятия по искусственному интеллекту. 2 тысячи учебных кабинетов будут оснащены современными компьютерами и интерактивными досками.
С целью раскрытия талантов молодёжи в регионах будут открыты филиалы специализированных школ имени Аль-Хорезми, Мирзо Улугбека и Ибн Сино. Эти учебные заведения будут интегрированы с техническими университетами, и лучшие выпускники смогут быть зачислены сразу со 2-го курса.
На совещании особое внимание было уделено вопросам воспитания молодёжи и организации их свободного времени. Через модель «Национальное воспитание» предложена концепция формирования детей как современных, образованных людей, обладающих необходимыми навыками, но при этом верных своим национальным ценностям.
Кроме того, будет создана новая система, объединяющая педагогические институты, школы «Баркмол авлод» и центры «Келажак». В каждой школе вводится должность консультанта, будут открываться кружки на основе интересов учеников, а их результаты найдут отражение в «цифровых портфолио».
Как подчеркнул наш Президент, наличие у молодежи прочной профессии и стабильного дохода является одной из наиболее актуальных задач. В нашей стране функционируют 598 техникумов, которые могут принять 450 тысяч студентов. Однако и в этой системе необходимы серьезные изменения. С этой целью создано Агентство профессионального образования, которому поручено создать в техникумах среду, соответствующую международным стандартам, внедрить дуальное обучение, готовить кадры по заказу инвесторов, организовывать льготные кредиты и мастерские.
Образовательная реформа - это не просто статистические показатели. Это - будущее каждого ребёнка и каждой семьи. Совещание, прошедшее 9 сентября, стало не только открытым обозначением проблем, но и определением конкретных путей их решения.
В образовании внимание должно быть направлено на результат, доверие к учителю - на его честь, а предоставленные ученику возможности должны служить развитию всей нации. Следовательно, каждый педагог, родитель и член общества обязан с ответственностью подходить к этим масштабным реформам и вносить свой вклад.
Не будем забывать: будущее мы создаём уже сегодня.
Рустамджон Рахимбоев,
руководитель Молодежного консультативного совета
при Кенгаше народных депутатов Бухарской области,
магистрант Бухарского государственного педагогического института.