Рыночная экономика. Узбекистан идет по этому пути и добился не только огромных успехов, но и мирового признания. Республика сегодня является действенным игроком на мировом рынке, активно участвует в деятельности многих авторитетных международных институтов и учреждений, осуществляет эффективную внешнюю политику, поддерживает дипломатические и взаимовыгодные хозяйственные связи со многими странами.
Огромное историческое достижение республики заключается и в том, что она самостоятельно распоряжается своими ресурсами, осуществляет эффективное размещение и использование имеющихся производительных сил, увеличивает объем и улучшает структуру экспорта и импорта, развивает сферу малого бизнеса и частного предпринимательства, являющуюся основой создания класса собственников. Поэтому сегодня потенциал и возможности Узбекистана коренным образом отличаются от тех, какими были в первые годы независимости.
В хозяйственную жизнь республики вместе с рынком вошли новые явления, а с ними и такие понятия, как бизнес, менеджмент, маркетинг, и другие.
Заметно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления, включающей в себя не только производство и реализацию товаров и услуг, но и каналы распределения продукции, деловые связи между субъектами рынка, рекламную деятельность, товарную политику.
Маркетинг («рынок» от market - англ.) в производственных условиях воспринимается в качестве одного из важных инструментов, позволяющих предприятиям относительно безошибочно ориентироваться на рынке.
В современной экономической литературе и специальных источниках в общей сложности существует около двух тысяч определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную его сторону, либо делается попытка дать ему комплексную характеристику.
Система маркетинга, показывая и доказывая свою реальную эффективность, сегодня применяется не только в производственной сфере, но и в образовании (образовательный маркетинг), особенно высшем, занятом подготовкой кадров соответствующей квалификации. Правда, модели маркетингового управления образовательным процессом по сравнению с производственным развиты пока слабее. Дело в том, что рынок образовательных услуг - это не товар: формируется непосредственно силами учебных заведений. Здесь «товаром» выступают лекции, семинары, консультации, реализуемые учебники, учебные пособия, научные сборники. От их качества во многом зависит не только профессиональная подготовка кадров, но и их практическая востребованность.
Хотелось бы подчеркнуть схожесть и отличие между образовательным и производственным маркетингом. По удовлетворению потребительского спроса образовательный маркетинг идентичен с производственным. Если для производственного маркетинга отсутствие спроса или его хронический спад грозит в перспективе банкротством предприятия, то в системе образовательного маркетинга такая угроза отсутствует или минимизирована. Здесь спрос всегда превалирует над предложением, о чем свидетельствуют заявления в вузы абитуриентов, численность которых порой превышает количество учебных мест в десятки раз.
Главнее другое: кто является покупателем этих услуг. Государство, рынок труда; предприятия, которым нужны кадры; студенты или их родители, как правило, оплачивающие обучение?
Если образовательные услуги предоставляются учебными заведениями по гранту, то они оплачиваются государством. Значит, существует государственный спрос (заказ). В остальных случаях - это предприятия, фирмы, родители студентов. Безусловно, те и другие заинтересованы в подготовке специалистов, следовательно, и в функционировании учебных заведений, в том числе их маркетинговых службах, призванных изучать спрос не только на образовательные услуги, но и на кадры. При таком подходе к делу в выигрышном положении оказываются как государство и граждане, так и сами учреждения.
Маркетинг в системе образования, как показывает анализ, способен помочь разрешению противоречий между спросом и предложением на образовательные услуги между государственными и негосударственными образовательными заведениями, определить реальные пропорции между гуманитарными и техническими специальностями, потребностями экономики в кадрах и их фактическим обеспечением.
В связи с этим должна быть разработана система оценки реального спроса на кадры. Позитивному решению этого вопроса мешает и то, что маркетинговые службы институтов сегодня в значительной мере заняты «борьбой» со студентами - неплательщиками контрактов за обучение, нежели в разработке маркетинговой стратегии вуза, оптимизации и набора образовательных услуг, необходимых будущим специалистам, а также изучением и применением передового зарубежного опыта и так далее.
Сказанное не должно ни смягчать, ни снимать с повестки дня вопрос об оплате обучения. Во всем мире это носит обязательный или почти обязательный характер. В нашей республике, как уже отмечалось, определенная часть студентов обучается по гранту, то есть благодаря государственной поддержке. Но это отдельный вопрос, требующий особого рассмотрения.
Сегодня важно другое: как добиться того, чтобы рынок образовательных услуг стал еще более цивилизованным, функционировал с высокой отдачей, приносил пользу как потребителю, так и обществу? Главное, достигнута востребованность выпускников вузов на рынке труда, которая зависит от потребности работодателей регионов в молодых специалистах.
Подготовка кадров - функция прежде всего профессорско-преподавательского состава, и ее нельзя перекладывать на «плечи» маркетинговых служб. Задача маркетинга - помочь вузу найти свою нишу на рынке образовательных услуг, в том числе на мировом, поднять его рейтинг, помочь ему стать более конкурентоспособным.
В этом плане каждое учебное заведение обязано обладать не только учебной и научной базой, но и выверенной маркетинговой стратегией, которая должна создаваться на следующих принципах:
- тщательное изучение рынков образовательных услуг и отбор важнейших показателей, характеризующих его конъюнктуру;
- разработка конъюнктурного прогноза развития спроса на образовательные услуги и определение возможного движения цен на них (размер платы за обучение);
- установление связи с предприятиями, организациями и другими структурами, которые больше и лучше знают, чем кто-либо, какие кадры и в каком количестве им нужны сегодня и в перспективе.
При этом необходимо иметь в виду, что рынок образовательных услуг достаточно подвижен и на нем постоянно происходят перемены, вызванные научно- техническим прогрессом и поступательным развитием самой экономики. Поэтому образовательный маркетинг не должен ограничиваться лишь реализацией обозначенных мер.
Полагая, что образовательные услуги - это знания, предоставляемые будущему специалисту учебными заведениями, набор таких услуг должен осуществляться не только учебной частью, как это имеет место быть сегодня, но и маркетинговой службой.
Это говорит о том, что маркетинговая служба, во-первых, стоит у истоков потребительского спроса, а во-вторых, просто обязана следить за изменениями на рынке труда. Поэтому в маркетинговых службах вузов должны работать высококвалифицированные специалисты, хорошо знающие функции и задачи данного направления, обладающие как среднесрочными, так и долгосрочными разработками по применению маркетинговой стратегии.
* * *
Маркетинг и управление им в системе образования - не самоцель, не подражание и не дань моде. Недостаточно и просто создания таких служб в системе образовательных учреждений. Важно еще и управлять ими.
Иначе говоря, маркетинговая служба должна активно участвовать в формировании цивилизованного рынка образовательных услуг, поиске новых его сегментов и направлений. При таком подходе к делу маркетинговые службы станут более полезными, эффективными и нужными учебному заведению в качестве ведущего подразделения. В связи с этим будет осуществляться подготовка кадров в соответствии с реальным спросом хозяйственной практики. А сам рынок образовательных услуг станет более совершенным.
Гулчехра Ахунова.
Доктор экономических наук, профессор Ташкентского государственного университета востоковедения.