Обучать - не профессия, а призвание!

    Образование 11 января 2023 421

    Между Национальным исследовательским институтом профессионального развития и обучения новым методикам педагогов имени Абдуллы Авлони Узбекистана и компанией SixClouds Pte Ltd Сингапура подписан меморандум, в котором определены задачи по применению сингапурского опыта при подготовке и повышении квалификации узбекистанских педагогов; внедрению современных методов преподавания точных, естественнонаучных предметов, иностранных языков; развитию компетенции учителей по подготовке к занятиям; проведению мастер-классов для укрепления навыков руководящих кадров в области управления. Для наших педагогов сингапурские эксперты проводят специальные учебные курсы.

    Мы побеседовали с основателем и руководителем компании SixClouds Pte Ltd Ричардом Вуном о передовых тенденциях образовательной системы Сингапура и успехах Узбекистана в сфере образования.

    - Два месяца назад с ответственными представителями сферы обсуждали план развития народного образования в Узбекистане, - начал разговор Р. Вун. - Так, были определены важные задачи по совершенствованию направления.

    Во-первых, необходимо обеспечить будущих учителей качественным педагогическим образованием в профильных вузах. Поскольку именно этот фактор является важной составной частью любой образовательной системы.

    Во-вторых, следует еще раз пересмотреть учебные программы. Анализ показал, что действующие весьма сложные как для учеников, так и учителей. Поэтому мы предложили узбекистанским коллегам внедрить компетентностный подход в процесс обучения.

    В-третьих, целесообразно повысить качество образования путем централизации профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. А мы научим их мастерству и компетенциям, которые непременно пригодятся в деятельности.

    В целях подготовки высокопрофессиональных кадров необходимо во всех регионах организовать национальные педагогические центры для повышения квалификации начинающих педагогов. Только таким образом можно добиться должной подготовки учителей, отвечающей современным стандартам.

    Учебные планы школ весьма сложные. Слишком много предметов для освоения учениками 1-6-х классов. Мы же предлагаем обратить внимание на основные предметы, широко применяемые в мире. Чтобы добиться эффективности в образовании, их надо упростить. Это поможет ученикам самостоятельно решать задачи, сформировать мировоззрение и овладеть современными навыками.

    Профильному ведомству нужно предоставить время для апробации и достижения поставленных задач. Частые изменения, вносимые в процесс обучения, не приветствуются, поскольку негативно влияют на ожидаемые результаты.

    - Когда речь идет об образовательной системе Сингапура, часто применяется слово «чудо». В исследованиях PIRLS уровень грамотности населения этой страны признан самым высоким. В чем секрет успеха?

    - Хочу отметить, что добиться такого признания было нелегко. Думаю, в основе успеха самоотверженный труд, рациональная система управления, абсолютная непримиримость к коррупции. Главное, наш прагматичный народ придерживается принципа меритократии. Это форма управления, согласно которой руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и финансового достатка.

    Наша страна не отличается богатыми природными ресурсами, поэтому направляется много средств на образование и воспитание подрастающего поколения, молодежь обеспечивается необходимыми навыками, чтобы занять достойное место в той или иной сфере общества.

    По мнению наших специалистов, рабочая сила страны должна владеть высокой квалификацией, дабы устоять в условиях настоящих и будущих глобальных экономических изменений. Выделены огромные средства на то, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших граждан на рынке труда. Конечно, такой успех достигнут благодаря деятельности Министерства образования Сингапура. В стране отлично налажен учебно-воспитательный процесс начиная с дошкольного образования. В этом направлении мы изучили и внедрили лучшие практики развитых стран.

    Успех сингапурской образовательной системы зависит еще от тщательно разработанной стратегии развития государства. Мы заранее знаем, куда идем и какую цель преследуем. Так, в школах и университетах углубленно преподаем полезные для сфер предметы, развитие которых планируется в грядущие 10-20 лет. Это трудный путь, и мы пройдем его вместе с грамотными, знающими свое дело людьми.

    - В чем особенность системы поддержки учителей в Сингапуре? Какие возможности предоставлены им для саморазвития?

    - В Сингапуре учитель - не просто профессия. Чтобы преподавать в школе, кандидат учится в университете, проходит несколько этапов, тренингов и подготовок.

    В школах налажена система «мастер - ученик», на основе которой молодые учителя перенимают опыт старших коллег. Таким образом, школьный кластер еще больше расширяет возможности для обмена опытом не только в школьном, но и в национальном масштабе. Учитель сам может проявлять инициативу для повышения своих знаний и навыков на профессиональных курсах. Министерство образования поддерживает это.

    Еще одна причина успеха кроется в принципе «6+9». Объясню. Все мы видим мир по-разному. Когда я вижу «9», кто-то другой - «6». А это всегда становится причиной разногласий. Суть не в том, как видим цифру. Главное, мы можем работать сообща, несмотря на разногласия. Скажем, «6» - это родители, «9» - учителя и школа. Между ними конфликты возникают всегда и везде. У нас между родителями и школой установлены доверительные отношения и крепкая связь. Поэтому наша система занимает передовые позиции в мировом рейтинге.

    В Узбекистане тоже следует установить союз между этими двумя слоями. Только тогда будет обеспечено необходимое развитие.

    - Как оцениваете потенциал узбекистанских педагогов? Нам интересно ваше мнение об их недостатках и успехах. Какая работа должна проводиться в этом направлении?

    - Учителя Узбекистана владеют огромным потенциалом. Достойны признания ваши математики. В качестве недостатка могу отметить сложность образовательной системы и методику преподавания. Скажем, у меня пять докторских дипломов. Однако грош им цена, если я не могу донести до учеников свои знания. Тренинги начинаю словами: «Если вашему государству нужны одаренные люди, будьте такими».

    Почему в вашей стране не проводятся опросы учителей? Разве вас не интересует, по какой причине педагог выбрал именно эту профессию, что она ему дает, какова его мотивация?

    В Сингапуре такой опыт применяется давно. Ведь быть учителем - призвание. Для многих профессия педагога - важная, но тяжелая работа, которая длится с утра до ночи. Если человек не горит душой за результат своего труда, то он не может выполнять эту работу.

    В вашей стране мы не обнаружили механизм, определяющий стремление молодежи к овладению профессией школьного учителя.

    А еще необходимо обеспечить проведение тренингов одинакового уровня и качества. Думаю, эти факторы - основа подготовки квалифицированных кадров. Двигаясь в этом направлении, за десять лет можно достичь весомых результатов.

    Учителя, с которыми нам довелось познакомиться, весьма грамотные и опытные. Однако, если нет искреннего и эффективного общения с учениками, невозможно передать знания подопечным. Недостаточно зубрить тексты или формулы. Педагогика - это способ передачи идей и знаний. Мы прибыли в Узбекистан для обмена опытом.

    Хочу отметить значимость математики в жизни каждого. Царица наук нужна любому независимо от того, где человек работает. Мы разработали медиакурсы по изучению этого предмета. Программа внедрена четыре года назад в Президентских школах. Сейчас здесь пользуются нашим программным обеспечением, которое призывает учеников подходить к решению задач креативно. В настоящее время обсуждается вопрос внедрения соответствующей программы в образовательные учреждения.

    Когда проводили исследования в Президентских школах, то увидели, как программа помогает ученикам применять математические формулы в определенных жизненных ситуациях. Дело в том, что дети на уроках алгебры и геометрии изучают разные фигуры, термины, но не знают об их практическом применении. Данная программа способствует быстрому и лучшему запоминанию изучаемой темы и расширяет воображение ребенка о том, в каких жизненных ситуациях она может быть полезна.

    - Какие результаты ожидаются от сотрудничества двух стран в сфере образования?

    - Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, требуется время. Ожидается трудный и долгий процесс изменений, которые можно осуществить только благодаря решимости и самоотверженности. Лишь тогда эти изменения принесут ожидаемые результаты и обрадуют всех успехами.

    Беседовала
    Рисолат Мадиева.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates