Одним из основных направлений является превращение принципов справедливости и верховенства закона в важнейшее и необходимое условие развития в нашей стране.

В свою очередь, в данном направлении намечается 28 мероприятий, направленных на достижение следующих целей:

  • обеспечение надежной защиты неприкосновенности прав собственности и возложение обязанности на должностное лицо доказать в суде, что решение (действие) не является незаконным («презумпция невиновности»);
  • дальнейшее упрощение системы учета граждан по месту жительства («прописка») и создание дополнительных удобств для населения, введение порядка проверки всех данных на месте, вместо того, чтобы везти гражданина в отдел внутренних дел для проверки;
  • последовательное продолжение политики либерализации уголовного законодательства, внедрение системы возврата отбывших наказание в общество и предоставления им «пакета первичной социально-материальной помощи» для реализации предпринимательского проекта;
  • развитие административной юстиции, установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
  • формирование нового облика правоохранительных органов, направления их деятельности на служение интересам народа и обеспечение прав и свобод граждан;
  • коренное повышение потенциала института адвокатуры в защите прав, свобод и законных интересов человека, обеспечение его институциональной независимости.

Создание условий для осуществления и расширения прав адвоката служит защите прав и законных интересов человека. При этом следует отметить, что на сегодняшний день предпринимаются многочисленные усилия по расширению прав адвоката. В нашей республике приобретает актуальное значение создание необходимого правового поля для осуществления адвокатами своей профессиональной деятельности, расширение их прав, создание достаточных условий для получения ими равных прав и возможностей со стороной обвинения в уголовном процессе.

Дальнейшее укрепление статуса адвоката и совершенствование законодательства путем разработки всех норм, регулирующих механизм его деятельности, выражается в том, что он служит выработке ряда положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование теории и практики в этой области. Также в Стратегии развития предусмотрено пресечение излишней бюрократии и бумажной волокиты путем внедрения современных информационных технологий в адвокатскую деятельность, налаживание электронного документооборота с судами, правоохранительными органами и другими государственными органами.

В Стратегии развития был затронут еще один вопрос: в целях широкого внедрения принципа «единого окна» в системе судов важно внедрить систему приема и направления заявлений в уполномоченный суд независимо от их принадлежности и обеспечения разрешения всех правовых последствий в рамках конкретного дела, что избавит граждан от излишней перегруженности. Можно сказать, что независимо от того, относится ли дело к гражданскому, экономическому или административному суду, важным также является принятие этими судами заявления и определение порядка его направления в соответствующий суд в зависимости от его принадлежности. Важным является также вопрос бесплатного предоставления адвокатов лицам, нуждающимся в административной, гражданской, социальной защите в своих делах.

IV направление Стратегии развития Нового Узбекистана включает проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала. Важной целью данного направления является поддержка женщин и дальнейшее повышение их активности в жизни общества. Данная цель может быть достигнута путем решения таких задач, как:

  • создание атмосферы нетерпимости к притеснению и насилию в отношении женщин в обществе, обеспечение прав и законных интересов женщин;
  • продолжение политики обеспечения гендерного равенства, повышение социально-политической активности женщин, продолжение реализации реформ по их поддержке;
  • оказание всестороннего содействия в обучении, овладении профессиональными навыками и обеспечении женщин достойной работой, поддержка женского предпринимательства, выявление и правильная ориентация способностей одаренных девушек и женщин;
  • повышение эффективности работы по обеспечению качества медико-социальных услуг, оказываемых женщинам в регионах, особенно в сельской местности, приобщению их к здоровому образу жизни;
  • определение системных мер по обеспечению жильем женщин, нуждающихся в жилье, улучшению условий жизни и труда, увеличению их доходов;
  • оказание социально-правовой, психологической помощи женщинам, оказавшимся в тяжелом социальном положении, их адресная поддержка;
  • организация адресной работы с «женскими тетрадями», осуществление общественного контроля за своевременным решением ответственными организациями проблем женщин.

Стратегия также предусматривает снижение в два раза уровня безработицы среди женщин, обучение профессии более 700 тысяч безработных женщин и девушек за счет государства. Осуществление комплексных мер по привлечению к предпринимательству и обеспечение самозанятости безработных женщин.

Напомним, что официальная добровольная регистрация самозанятых лиц началась в Узбекистане с 1 июля 2020 года.

Права и обязанности самозанятых лиц в Узбекистане регулируются Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости» и Законом Республики Узбекистан «О занятости населения».

Медсестринское дело, услуги косметолога и другие аналогичные услуги, присмотр за детьми, индивидуальный пошив и ремонт штор, ремонт и настройка музыкальных инструментов, изготовление и ремонт бижутерии и брелоков, пошив обуви по индивидуальным заказам населения, ремонт, окраска и чистка обуви, услуги по переводу - небольшой список видов деятельности, которыми при желании могут заниматься самозанятые лица. На данный момент в перечне - 68 пунктов.

Стратегия указывает надежный курс развития в существующих условиях, именно от выбранной сейчас стратегии зависит, благосостояние и качество жизни населения.

Бахрам Худайбергенов,

преподаватель кафедры Уголовно-процессуального права ТГЮУ.

Ульзана Рахимова,

 преподаватель кафедры Уголовно-процессуального права ТГЮУ.