В целях обеспечения исполнения задач, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, проведенного 20 августа 2021 года, а также упрощения механизма выделения кредитов в рамках программ развития семейного предпринимательства, повышения занятости, расширения источников доходов и поддержки трудовой деятельности населения:
1. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках программ развития семейного предпринимательства (далее – программы) в 2022 году:
а) ресурсы целевых фондов и Фонда реконструкции и развития (далее – фонды) для финансирования проектов размещаются в коммерческих банках по ставке 10 процентов годовых;
б) льготные кредиты по ставке 14 процентов годовых выделяются:
населению и субъектам предпринимательства, изъявившим желание заняться семейным предпринимательством, определенной трудовой деятельностью, направленной на получение дохода, и расширить вид деятельности – на срок до трех лет, включая льготный период от трех до шести месяцев;
для животноводства (крупный рогатый скот, овцы, козы), рыбоводства и птицеводства (производство яиц) – на срок до трех лет, включая льготный период до одного года;
для организации садоводства, виноградарства и лимоноводства, закупки теплиц, сельскохозяйственной техники и оборудования – на срок до 7 лет, включая льготный период до трех лет;
членам Ассоциации «Хунарманд» – на закупку оборудования, запасных частей и сырьевых материалов для производственных нужд, создание центров развития ремесленничества, школ «уста – шогирд», строительство домов-музеев и мастерских или приобретение в данных целях зданий и сооружений – на срок до 3 лет и на пополнение оборотных средств – на срок до 18 месяцев;
в) кредиты выделяются на основании рекомендации помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее – помощник хокима), выдаваемой заемщику, проживающему (расположенному) в закрепленной за ним махалле;
г) кредиты в направлении развития животноводства выделяются в приоритетном порядке на создание мини-ферм по разведению от 10 до 50 голов племенного скота (крупного рогатого скота, овец, коз), ввезенного из-за рубежа;
д) ведущим субъектам предпринимательства кредиты выделяются на пополнение оборотных средств для производства сельскохозяйственной продукции на земельных площадях дехканских хозяйств и приусадебных землях населения на основе кооперации и закупки произведенной продукции.
2. АКБ «Агробанк», АКБ «Халк банки» и АКБ «Микрокредитбанк» (далее – уполномоченные коммерческие банки) обеспечить с 1 марта 2022 года выделение кредитов в рамках программ посредством Единой электронной платформы программ развития семейного предпринимательства (далее – Единая электронная платформа) полностью в цифровом формате. При этом:
заявление на получение кредита на всех этапах рассматривается в режиме онлайн, о решении, принятом на каждом этапе, информация представляется посредством Единой электронной платформы (СМС-сообщений, электронной почты или персонального кабинета);
документы о выделении кредитных средств формируются в электронной форме и заверяются дистанционно;
заявление на получение кредита направляется заемщиком самостоятельно либо при содействии помощника хокима, закрепленного за соответствующей махаллей, в дистанционном порядке;
кредиты на самозанятость выделяются населению в автоматизированном режиме посредством Единой электронной платформы на основании установленных критериев по результатам скоринговой оценки;
свободная закупка или реализация товаров и услуг за счет выделенных кредитов на основе рыночных принципов осуществляются с помощью системы «маркетплейс», созданной в Единой электронной платформе;
предложения о реализации своей продукции и услуг свободно размещаются в системе «маркетплейс» организациями, поставляющими оборудование и продукцию (выполняющими работы) (далее – поставщики);
услуги поставщиков оцениваются пользователями, их рейтинг формируется автоматически;
мониторинг своевременного и качественного выполнения поставщиками своих обязательств осуществляется центрами поддержки семейного предпринимательства районов (городов). По результатам мониторинга периодически изучается возможность предложения поставщиками своих услуг в системе «маркетплейс»;
кредиты перечисляются поставщику после поставки продукции (выполнения работы) заемщику и их приема заемщиком по цене, согласованной в договоре, заключенном заемщиком с самостоятельно отобранным поставщиком, а также путем идентификации заемщика по результатам мониторинга, проведенного помощником хокима;
помощники хокимов в закрепленных махаллях ведут мониторинг целевого использования и эффективности кредитов, выделенных в рамках программ, а также совместно с руководителями секторов и коммерческими банками принимают соответствующие меры по своевременному возврату кредитов.
3. Центральному банку совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций:
в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров проект соответствующего положения, предусматривающий использование Единой электронной платформы, включая выделение и оформление кредитов, а также регулирование электронного взаимодействия государственных органов и организаций;
в срок до 1 февраля 2022 года обеспечить интеграцию Единой электронной платформы с информационными системами Министерства внутренних дел, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, коммерческих банков и иных соответствующих организаций.
4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства совместно с Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, ассоциациями «Хунарманд», «Узтукимачиликсаноат», «Узчармсаноат», «Узбекбаликсаноат», «Паррандасаноат», Ассоциацией пчеловодов Узбекистана, Ассоциацией производителей и экспортеров лимонов и иными ассоциациями, соответствующими ведомствами обеспечить регулярное внесение надежными (образцовыми) предприятиями-поставщиками предложений в систему «маркетплейс», а также надлежащую мощность и достаточность оборудования и видов оказываемых услуг в целях формирования атмосферы конкуренции между предприятиями-поставщиками в системе «маркетплейс» и обеспечения качественной поставки предлагаемых товаров и услуг по альтернативным ценам.
5. Установить, что:
кредиты в рамках программ выделяются в приоритетном порядке на проекты, направленные на обеспечение самозанятости граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», доходным трудом или обеспечение их занятости постоянным трудом (создание рабочих мест);
выделение кредитов гражданам, включенным в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», не является основанием для их исключения из данных списков, граждане исключаются из данных тетрадей на основании рекомендации, предоставляемой помощником хокима, руководителями государственной налоговой инспекции района и соответствующего сектора, путем изучения сформированности источника постоянного и стабильного дохода от осуществления гражданином деятельности за счет выделенного кредита;
не допускается выделение в рамках программ новых кредитов заемщикам, не погасившим полностью имеющуюся задолженность по кредитным средствам, ранее выделенным в рамках данных программ, а также допустившим нецелевое использование ранее выделенных кредитов.
6. Рекомендовать Торгово-промышленной палате размещать совместно с коммерческими банками на Единой электронной платформе бизнес-планы проектов, направленные на создание высокоэффективных и стабильных рабочих мест в районах и городах.
7. Государственному налоговому комитету, Министерству занятости и трудовых отношений совместно с помощниками хокимов обеспечить регистрацию безработных граждан в качестве самозанятых лиц путем изучения сформированности источника постоянного и стабильного дохода от осуществления данным гражданином деятельности за счет кредита, выделенного ему в рамках программ, в установленном законодательством порядке.
8. Фонду реконструкции и развития в целях финансирования проектов в рамках программ:
а) в двухмесячный срок направить ресурсы в размере 2,9 триллиона сумов, выделенные АКБ «Агробанк», а также 1,3 триллиона сумов, выделенные АКБ «Микрокредитбанк», на увеличение уставного капитала указанных банков. При этом:
акции, выпущенные за счет средств, направленных на увеличение уставного капитала АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк», оформляются непосредственно на имя Министерства финансов;
вступление Министерства финансов во владение в рамках настоящего пункта 50 процентами и более акций коммерческих банков не является владением приобретенными новыми акциями;
б) обеспечить в соответствии с распределением координаторов программы выделение уполномоченным банкам кредитных ресурсов в размере 3,65 триллиона сумов на срок 7 лет, включая льготный период 3 года.
9. Согласиться с предложением Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и коммерческих банков о продлении сроков в графиках возвращения Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель ресурсов, выделенных коммерческим банкам за счет средств данного Фонда на организацию садоводства, виноградарства и лимоноводства в рамках программ, соответственно срокам кредитов, выделенных на данные направления.
10. Утвердить целевые параметры финансирования проектов в рамках программ развития семейного предпринимательства в разрезе источников и регионов в 2022 году согласно приложениям № № 1 и 2.
Уполномочить:
первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Холхужаева С.М., заместителя председателя Центрального банка Камалова А.А., заместителя министра финансов Султанова Д.Ш. (далее – Координаторы программы) оперативно перераспределять выделяемые средства в разрезе уполномоченных коммерческих банков и областей исходя из фактической потребности, а также перспективности и направленности на создание дополнительных рабочих мест проектов, предлагаемых для финансирования;
центры поддержки семейного предпринимательства при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента распределять средства, выделенные регионам в рамках программ, в разрезе районов (городов) и махаллей (аулов) исходя из перспективности и направленности на создание дополнительных рабочих мест проектов, реализуемых в каждой махалле.
11. Определить, что:
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, а также руководители секторов совместно с коммерческими банками являются ответственными за возвращение в установленные сроки кредитов, выделенных в рамках программ, в соответствии с графиками их погашения;
ежемесячные объемы кредитования в регионах уменьшаются на невыполненную часть графиков погашения кредитов.
12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
обеспечить регулярное выставление на открытый электронный конкурс земельных площадей, предназначенных для посева кормовых культур для скота, а также пастбищ для их выпаса, пропорционально кредитам на животноводство в каждом регионе, выделяемым на основании настоящего постановления;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности реализовать в последующие два года на основе «Андижанского опыта» меры, направленные на обеспечение занятости и расширение источников доходов населения путем расширения экономической кооперации между субъектами предпринимательства и домохозяйствами во всех махаллях.
При этом ведущим субъектам предпринимательства, организующим деятельность на основе кооперации с гражданами, выделяются кредиты в рамках программ, гражданам, работающим на основе кооперации с данными субъектами предпринимательства, не допускается выделение кредитов в рамках программ.
13. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
20 декабря 2021 года