Первый, экспериментальный этап включил в себя исследование факторов коррупционных рисков при приеме детей в начальную школу. Анкетирование и интервью охватили все регионы республики. Изучение осуществлялось по заранее разработанной методологии в соответствии с международными стандартами и при поддержке международных экспертов и исследователей в сфере борьбы с коррупцией.

Ценность полученных данных в том, что анонимные опросы документально подтвердили слухи и ситуации, с которыми сталкиваются участники процесса приема в школу. Среди таковых - неравные возможности у детей в условиях основной и дополнительной квот приема, вынужденность директоров школ прибегать к помощи родителей в связи с нехваткой бюджетного финансирования, инфраструктуры и обеспечения, давление со стороны родителей и вышестоящих организаций с целью устроить ребенка в хорошую школу, и другие проблемы в системе школьного образования.

В декабре 2021 года в Ташкенте состоялось общественное обсуждение результатов исследования с участием заинтересованных министерств и ведомств, специалистов в сфере образования и представителей институтов гражданского общества. В частности, заместитель министра народного образования Узбекистана Рустам Каримжонов подчеркнул, что поднятые в исследовании проблемы и выработанные по итогам предложения и рекомендации будут использованы в разработке национальной программы развития школьного образования на ближайшие пять лет. Обсуждение, ввиду своей актуальности, имело большой резонанс в СМИ - в общей сложности 24 источника опубликовали новости о данном исследовании на трех языках - узбекском, русском, и английском.

По итогам общественного обсуждения разработанные рекомендации, включающие как внесение изменений и дополнений в законодательство, так и совершенствование практик и процедур, а также методология исследований внесены на рассмотрение в Министерство народного образования и Национальный совет Узбекистана по противодействию коррупции, а также в Администрацию Президента.

Стоит отметить, что 28 января 2022 года состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития школьного образования под председательством Президента Шавката Мирзиёева. Глава государства озвучил ряд проблем и актуальных вопросов в сфере, часть которых выявлена в ходе проведенного Антикоррупционной лабораторией исследования. В их числе:

  • возведение дополнительных школ в связи со строительством новых жилых массивов, расширением сельской инфраструктуры и ростом численности населения;
  • необходимость пересмотра действующих образовательных стандартов и учебных программ;
  • повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров;
  • необходимость сокращения излишней отчетности и бюрократии в школах.

Президент Шавкат Мирзиёев также определил ключевые задачи для комплексного развития сферы школьного образования, в том числе на основе рекомендаций, выработанных экспертами проекта:

  • образовать советы по реформированию школьного образования, которые организуют работу с учетом мнения учителей, родителей и специалистов;
  • создание в ближайшие пять лет 1,2 миллиона ученических мест за счет строительства новых школ и дополнительных учебных корпусов в существующих школах;
  • строительство и прием в эксплуатацию новых школ под надзором общественных активистов, родителей и общественности;
  • назначение директоров школ из числа квалифицированных менеджеров;
  • образование Фонда министра народного образования для поощрения учителей, внедряющих передовые педагогические технологии, и чьи ученики которых достигают высоких результатов;
  • коренное совершенствование системы подготовки учителей: студенты педагогических вузов, начиная с первого курса будут проходить практику непосредственно в школах.
  • пересмотр учебной нагрузки и обновление учебников на основе передового опыта.

Кроме того, Указом Президента «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» от 28 января 2022 года, определено в частности, создание 141 тысячи новых ученических мест с доведением их количества до 6,4 миллиона к концу 2026 года. Предусмотрено выделить в течение пяти лет 605 млрд сумов из Госбюджета на реализацию программы обновления школьных учебников. Планируется также внедрение справедливой и прозрачной системы оценки квалификации педагогических кадров в школах, повышение их заработной платы дифференцированным методом, сообщает пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш».