Основными направлениями на ближайшее время определены вхождение к 2030 году в число 30 передовых стран мира по рейтингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), качественное обновление содержания системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, а также совершенствование методики преподавания, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов, расширение конкурентной среды за счет развития государственно-частного партнерства и многое другое.

Так, на днях по инициативе Австралийского совета педагогических исследований (ACER) в рамках вебинара опыт Узбекистана по опытно-экспериментальным процессам, проведенным в преддверии международных исследований PISA, направленных на оценивание уровня грамотности 15-летних учащихся по чтению, математике и естественным предметам, был продемонстрирован таким странам, как Индия, Сальвадор, Монголия.

Узбекистан усиленно готовится к участию в международных исследованиях, которые планируется организовать в 2022 году. Перед этим, как правило, в соответствии с требованиями, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опытно-экспериментальные процессы проводятся национальными центрами, созданными в каждой стране.

С 22 апреля по 18 мая текущего года 84 школы в 14 регионах страны провели экспериментальные испытания. Узбекистан успешно завершил их одним из первых.

По этому случаю Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан проведен вебинар, цель которого - продемонстрировать наработанный опыт другим странам. В мероприятии приняли участие представители международных организаций с трех континентов, в частности, Организации экономического сотрудничества и развития, Службы тестирования в области образования (США), Австралийского совета педагогических исследований, специалисты из Сальвадора, Индии и Монголии. Онлайн-вебинар, посвященный ознакомлению с опытно-экспериментальным процессом Узбекистана по успешному проведению испытаний PISA, а также организации теста опыта PISA, направлен на передачу опыта другим странам, обмен мнениями о факторах успеха, обсуждение возникших проблем и мер по их устранению.

- Опытно-экспериментальные процессы в нашей стране организованы в соответствии с международными стандартами PISA, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития, - говорит директор Национального центра по международным исследованиям оценки качества образования, нацио­нальный менеджер проекта PISA Абдували Исмаилов. - В этом исследовании знания учащихся будут оцениваться по одному и тому же критерию. И организовать это - задача не из легких. Поэтому ОЭСР ставит условие: создать в каждой стране специальный центр, отвечающий за организацию исследований. Материалы исследования остаются конфиденциальными и направляются только в национальные центры, а задания переводятся на соответствующие государственные языки. На каждом этапе действуют свои стандарты, инструкции и пособия по выполнению работы. Система устроена таким образом, что если вы выполните задачу на определенном этапе неправильно, то не сможете перейти к следующему. Поэтому мы тщательно готовились в течение двух лет. Специалисты центра обучались на международных тренингах в США, Австрии, Германии, Таиланде и Греции. Мы также перевели пособия на узбекский, русский и каракалпакский языки и адаптировали их в рамках международных требований. Помимо всего, идет подготовка к исследованиям TIMSS и TALIS.

После завершения опытно-экспериментальных процессов зарубежные эксперты выразили удовлетворенность и предложили Узбекистану поделиться опытом с другими странами.

- Пока нельзя сказать, что наша задача по проведению опытно-экспериментальной работы полностью выполнена. Необходимо будет представить результаты международным организациям, - отметил А. Исмаилов.

- Выражаем благодарность команде Узбекистана, которая поделилась ценным опытом с другими странами, - отметил представитель ACER Морис Уолкер. - Считаем, что опыт Узбекистана в проведении исследований в условиях карантина, вызванного пандемией, полезен для всех участников программы. Для каждой школы были отобраны координаторы, для которых организованы специальные тренинги на основе международного стандарта, инструкций и пособий. Все это способствовало тому, что опытно-экспериментальные процессы прошли на высоком уровне.

С 2021 года Узбекистан впервые приступил к участию в международных исследованиях PISA, PIRLS, TALIS. Это играет важную роль в развитии и совершенствовании сферы просвещения, а поддержка инновационной деятельности педагогов и учащихся служит важным фактором роста человеческого капитала. Приоритетными направлениями деятельности обозначены повышение квалификации преподавателей в области оценивания, а также совершенствование методик преподавания предметов.

Президент поставил перед сферой конкретные задачи. Следовательно, необходимо уверенно наращивать имеющийся потенциал и выстраивать взаимовыгодное партнерство с иностранными специалистами. И в реализации принятой в стране Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах просвещение и подготовка кадров занимают особое место. На примере развитых зарубежных государств мы можем видеть, насколько оправданны могут быть инвестиции в просвещение. А так как профессионалы востребованы всегда и везде, необходимо усилить внимание к развитию человеческого капитала.

Евгения Юн.
«Правда Востока».