Правление Центрального банка Узбекистана приняло решение сохранить основную ставку на уровне 13,5 процента годовых.
По данным Центрального банка, в последние месяцы одновременно со снижением общей инфляции в экономике формируются разнонаправленные инфляционные факторы. Сохранение высоких инфляционных ожиданий, несмотря на ожидаемое в следующих кварталах уменьшение влияния прошлогодней либерализации цен на энергию, требует поддержания относительно жёстких денежно-кредитных условий.
Принятое решение направлено на возвращение показателей базовой инфляции и инфляционных ожиданий к устойчивой траектории снижения, создание достаточных условий для достижения 5 % таргета инфляции в среднесрочной перспективе.
Общая инфляция с октября 2024 года перешла в нисходящий тренд и в декабре составила 9,8 % в годовом исчислении. Данный тренд можно рассматривать как проявление укрепления стабилизации цен. К концу прошлого года рост цен на три четверти товаров и услуг в потребительской корзине замедлился по сравнению с 2023 годом. В то же время базовая инфляция в декабре немного ускорилась и достигла 7,2 %. При этом формирование базовой инфляции услуг и непродовольственных товаров на относительно высоком уровне указывает на наличие проинфляционных факторов, связанных не только с предложением, но и с увеличением совокупного спроса.
В экономике сохраняется высокий уровень потребительской и инвестиционной активности. Рост заработных плат и объема денежных переводов в прошлом году способствовал увеличению реальных доходов населения. На фоне высокой экономической активности это может иметь поддерживающее влияние на совокупный спрос и оказывать повышенное давление на базовую инфляцию в ближайшие месяцы.
В ноябре-декабре 2024 года наблюдался рост инфляционных ожиданий населения и предпринимателей, связанный с проявлением факторов предложения сезонного характера.
Дальнейшее ослабление данного влияния на инфляцию, относительно жёсткие денежно-кредитные условия и обеспечение макроэкономической стабильности будут способствовать снижению инфляционных ожиданий.
К концу 2025 года общая инфляция ожидается на уровне 7−8 %. Исчерпание первичных эффектов прошлогодней либерализации цен на энергоресурсы (повышение цен на газ и электроэнергию в 2024 году) приведет к значительному снижению общего уровня инфляции в конце второго квартала текущего года. Из-за смещения срока реализации следующего этапа данной реформы на один месяц по сравнению с 2024 годом (следующее повышение тарифов на энергоресурсы ожидается в апреле) в апреле же ожидается и временное повышение общего уровня инфляции.
Уровень вторичного влияния данных изменений на базовую инфляцию будет важным фактором, определяющим направление денежно-кредитных условий в будущем. Темпы роста экономики прогнозируются на уровне 6 %. Рост частных инвестиций будет поддерживать экономический рост, способствуя увеличению предложения товаров и услуг.
В ближайшие кварталы риски роста цен определённых продовольственных товаров на мировых рынках могут оказать инфляционное давление через импортные цены.
Уровни процентных ставок на денежном рынке и доходности государственных ценных бумаг указывают на формирование относительно жёстких денежно-кредитных условий. Реальные процентные ставки в экономике способствуют усилению склонности населения к сбережению. В результате сохранения уровня жёсткости умеренный рост объёмов кредитования и высокие темпы роста депозитов продолжат уравновешивать совокупный спрос и способствовать снижению влияния монетарных факторов на инфляцию. С учётом этих факторов и для обеспечения среднесрочной стабильности цен Центральный банк решил сохранить основную ставку без изменений, на уровне 13,5 % годовых.
Центральный банк продолжит формирование денежно-кредитных условий на уровне жёсткости для обеспечения устойчивого снижения инфляции до 5 % таргета в среднесрочной перспективе, но при необходимости эта жесткость может быть пересмотрена.