Необходимость принятия новой Конс­титуции объяснялась двумя факторами: провозг­лашением государственной независимости и переходом страны на рыночные отношения.

Ни одно государство не может стать подлинно суверенным, не закрепив в своем Основном Законе принципы государственного и общественного строя, прав и свобод граждан, экономические основы и стратегические направления развития. Обретение Узбекистаном независимости потребовало конституционного закрепления природы нового государства, принципов его внешней и внутренней политики, приверженности правам человека, идеалам демократии и социальной справедливости.

Второй фактор - переход к социально ориентированным рыночным отношениям требовал коренного пересмотра конституционных норм и положений. Нужно было снять препоны, которые мешали развитию форм собственности, бирж, банковского дела, инвестиционных процессов. Следовало обозначить правовые нормы, которые способствовали бы развитию предпринимательства, творческой инициативы людей, опирались бы на международное право и создавали гражданам равные правовые возможности.

Первое заседание Конституционной комиссии состоялось в апреле 1991-го. На нем была образована рабочая группа из 32 человек, а также шесть подгрупп для подготовки разделов проекта Конс­титуции, в состав которых включены 50 научных работников и специалистов права.

31 августа того же года Верховный Совет республики принял заявление о государственной независимости Узбекистана и закон об основах государственной независимости, в соответствии с которыми страна была провозглашена суверенным демократическим государством, а единственным источником государственной власти признан народ Респуб­лики Узбекистан.

Первым шагом в разработке проекта Конституции стала подготовка ее концепции. Первоначально было подготовлено три концепции - Института философии и права (обсуждена и одобрена Президиумом Академии наук Узбекистана), Института политологии и управления и концепция государственно-­правового сектора Аппарата Президента. Группа членов рабочей комиссии обобщила их идеи и выработала из них одну, которая и легла в основу работы Конституционной комиссии.

Надо было создать проект Основного Закона, который бы достойно отражал своеобразие и колорит страны, ее богатое прошлое и великое будущее. При этом отвечал бы лучшим мировым стандартам. Перед рабочей группой была поставлена конкретная задача - изучить мировой опыт, учесть достижения демократии и законодательства других стран о правах человека, создать доступный и понятный для миллионов политический и юридический документ.

Необходимо отметить вклад, который внес в разработку Основного Закона Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов, который руководил работой Конституционной комиссии, шлифовал и доводил до совершенства каждое положение новой Конституции. Поэтому Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что «именно благодаря Первому Президенту Узбекистана в нашей Конституции цент­ральное место заняло такое важнейшее понятие, как «Человек и его достоинство».

Первоначальный вариант проекта был подготовлен к октябрю-­ноябрю 1991 года и состоял из 158 статей. Второй - из 149 статей. Третий - из 137. После полутора лет работы над проектом последний вариант Основного Закона включал 127 статей и был опуб­ликован для всенародного обсуждения 26 сентября 1992 года.

Обсуждение проводилось в трудовых коллективах, по месту жительства населения, на радио, телевидении, в печати, с помощью других средств массовой информации. В ходе обсуждения проекта Конституции (в котором приняли участие рабочие, дехкане, служащие, пенсио­неры, студенты, ученые, писатели, врачи и другие слои населения) его отдельные разделы, главы, статьи, положения проходили испытание на жизнеспособность.

С учетом поступивших в адрес Конс­титуционной комиссии замечаний и пожеланий, проект Основного Закона был доработан и 21 ноября 1992 года вновь опубликован для дальнейшего обсуждения, что, с одной стороны, дало возможность удостовериться населению страны в том, что его мнение во многом учтено и нашло отражение в новом варианте проекта, а с другой - дало новый импульс процессу обсуждения. Стали поступать новые пожелания и предложения. В общей сложности в результате всенародного обсуждения в проект Конституции было внесено около 80 изменений и дополнений, многие из которых имели принципиальное значение.

Над проектом Конституции работали около двух лет. В течение двух с половиной месяцев она проходила всенародное обсуждение и за это время обогатилась жемчужинами из сокровищниц народной мудрости. Основной Закон отражает волю и дух народа, его общественное сознание и уровень культуры, поскольку в его разработке и обсуждении принимал участие весь народ.

В начале декабря 1992 года всенародное обсуждение проекта было завершено и последний вариант Конституционная комиссия передала на рассмотрение XI сессии Верховного Совета Респуб­лики Узбеки­стан XII созыва. При обсуждении проекта в Верховном Совете депутаты также внесли ряд изменений и дополнений.

Обсуждение проекта завершилось принятием Верховным Советом 8 декаб­ря 1992 года новой Конституции Респуб­лики Узбекистан.

А этот день объявлен всенародным праздником - Днем Конституции Респуб­лики Узбекистан.

Президент Шавкат Мирзиёев справедливо отметил: «В годы независимого развития наша Конституция служит прочным фундаментом построения в стране правового демократического государства, сильного гражданского общества, экономики, основанной на свободных рыночных отношениях и приоритете частной собственности, создания для нашего народа мирной и благополучной жизни, обретения Узбекистаном достойного места на международной арене».

Таким образом, Конституция нашей страны, являясь продуктом политической мудрости и мышления народа, создала прочный правовой фундамент для реализации поставленных целей по становлению и развитию современного Узбекистана.

Фозилжон Отахонов.

Директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе
Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.