Недавно в Наманганском областном институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров состоялась презентация системы исчислений, изобретенной Улугбеком Ирисбаевым. Учителя и методисты начальных классов районных и городского отделов народного образования ознакомились с опытом внедрения системы в ряде школ Нарынского района, где при поддержке руководства области прошли плотные тренинги и апробация.
Система «Умные клетки» побуждает учеников 1-4-х классов мыслить логически, облегчает понимание четных и нечетных чисел, повышает интерес к математике, способствует развитию ментальной арифметики.
Досье «ПВ»:
Улугбек Ирисбаев родился 1972 году в селе Думар Нарынского района. С детства увлекался математикой, окончил Наманганский инженерно-технологический институт. По специальности эколог-технолог.
Обучаясь в вузе и работая по специальности, не оставлял своего увлечения математикой. Искал простые и удобные способы преподавания этого предмета, новые методы вычислительных операций. В 2019 году изобрел метод исчислений с использованием «умных клеток», который запатентован в Агентстве по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и прошел обкатку в школах районов. Сейчас продвигает его на республиканском уровне.
Улугбек Ирисбаев рассказывает:
- Когда в нашей стране росла популярность ментальной арифметики, я задумался: почему мы не создадим что-то свое, ведь мы потомки Ахмада аль-Фергани, Аль-Хорезми, Аль-Фараби, Абу Райхана Беруни? Тут мне очень помогло мое изобретение «узбекские шашки».
«Узбекские шашки»
Для узбекских шашек используется 100-клеточная доска и 40 фишек - по 20 у каждого игрока. Можно использовать и 90- или 110-клеточные поля, соответственно, меняя число фишек. Главной особенностью игры являются сами шашки: они крупнее, чем традиционные, и выкрашены в два цвета, с одной стороны в светлый, с другой - в темный. Игра предназначена для детей от девяти лет.
Арифметические расчеты «Умные клетки» для младших школьников ведутся на доске стоклеточных «узбекских шашек». Так, у ребенка формируется порядок расстановки четных и нечетных чисел от 1 до 100. Он учится распознавать четные числа от 2 до 100 и нечетные числа от 1 до 99. Операция может быть проведена в обратном порядке от 99 до 1 и от 100 до 2.
Четные и нечетные числа распознаются отдельно вверх-вниз. Четырехзначные цифры, десятичные дроби и сотни распознаются в аналогичной последовательности. Так укрепляется память ребенка, логически формируя карту размещения чисел от 1 до 100. Сложение, вычитание, умножение и деление преподаются по очереди. Если ученик устал или скучает, можно сделать перерыв, сыграть в шашки на этой доске.
Точно так же можно создать интересную игру для дошколят и заинтересовать их математикой.
Царица наук
В обучении детей важно интегрировать обучение, объясняя назначение определенных предметов, формируя в сознании целостную картину.
Возьмем, к примеру, ту же математику. В ее основе сложные примеры, системы исчисления, разные головоломки. Разъяснять их детям без оригинальных методов, облегчающих усвоение, нелегко. Словами многого не объяснить. Ребенку сложно запоминать большие числа, сложные правила. Учитель должен уметь использовать правильные методы преподавания. Поэтому широко используются динамические пособия и дидактические материалы, те же счетные палочки для обучения первоклассников.
Если мы сможем заинтересовать детей математикой с начальной школы, то это позитивно скажется на улучшении их четкого логического мышления, памяти. Безусловно, ребенку, освоившему методику таких расчетов, в будущем легче будет осваивать точные науки, секреты избранной профессии.
Благодаря вниманию государства повсеместно планируется создавать школы с углубленным изучением математики и проводить занятия в режиме онлайн. В Послании Президента Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года отмечено, что в этом году в стране начнут действовать 197 специализированных школ по химии, биологии, математике и информационным технологиям.
В прошлом году впервые были приняты меры по комплексному развитию математики, химии, биологии и геологии как приоритетных направлений образования и науки. Кардинально пересмотрены учебные программы, увеличен размер заработной платы преподавателей.
Радует и то, что наша молодежь неизменно побеждает в международных олимпиадах по точным наукам.
Сегодня мы сталкиваемся со многими проблемами: киберугрозы в области информационной безопасности, распространение вирусов… Для их решения важно развивать информационные технологии, программирование, математическое моделирование, химию и биологию. При этом в основе всего лежит математика. И тут многое зависит от качества преподавания царицы наук.
Школьник, хорошо разбирающийся в математике, без труда освоит и другие предметы, так как математика улучшает мыслительные способности учащихся, активизирует способности мозга, помогает принимать правильные решения. Ибо в математике не бывает полуправды, есть только истина - настоящая и должная.
Истина настоящая…
К сожалению, сегодня в школах не хватает учителей математики, особенно в отдаленных селах. Мало педагогов, преподающих предмет творчески и углубленно, увязывая его с жизненными реалиями. Многие ограничиваются учебниками, которые иногда не отвечают требованиям современности. Поэтому не секрет, что некоторые абитуриенты были вынуждены ходить к репетиторам. Да и поступающих в вузы по специальностям, связанным с математикой и точными науками, меньше, чем по другим направлениям.
Отрадно, что Президент обратил внимание и на процесс преподавания, и на проблему качества учебников и учебных программ. Как справедливо отмечает лидер страны в своем недавнем Послании парламенту: «Чтобы развивать у детей навыки аналитического и креативного мышления, нужно создавать для них содержательные и понятные учебники. В связи с этим в следующем учебном году в начальных классах на основе лучшего зарубежного опыта будет введена «Национальная учебная программа», которая не станет перегружать ребенка».
Безусловно, следует обогатить преподавание важной дисциплины современными образовательными технологиями, передовым зарубежным опытом, большим пространством для практики. Тогда математика станет локомотивом в развитии информационных технологий, программирования, экономики, физики, теоретической механики, химии, машиностроения и не только.
Записала
Фируза Атаханова.
«Правда Востока».