В соответствии с научно обоснованными нормами продовольственная безопасность подразумевает способность страны за счет собственных ресурсов обеспечивать продуктами питания текущие и чрезвычайные потребности как населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека.
Считается, что страна находится в продовольственной безопасности, когда не менее 80 процентов основных продуктов питания производит сама. Между тем в экономической литературе в последние годы широко рассматривается проблема безопасности продуктов питания для потребителей, которая также характеризует уровень продовольственной безопасности в стране. Одним из основных компонентов понятия «продовольственной безопасности» применяют способность обеспечения страны «безопасными для здоровья продуктами». Но это не означает, что учреждения, управляющие сельским хозяйством, являются органом, контролирующим безопасность пищевой продукции в стране. Они должны работать над обеспечением производства безопасной сельскохозяйственной продукции.
За последние десятилетия в нашей стране осуществлен ряд мер по обеспечению приоритетности конституционных прав потребителя, а также созданы организационные, социальные, экономические и правовые условия для обеспечения населения качественными и безопасными продуктами питания. На сегодня данная область регулируется законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», «О стандартизации», «Об оценке соответствия», «О защите прав потребителей». Особая роль в правовом обеспечении безопасной пищей населения Узбекистана отводится Закону «О качестве и безопасности пищевой продукции».
Благодаря принятым мерам выросло среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в 1,3 раза, молока и молочных продуктов - в 1,6 раза, яиц - в 2,2 раза, овощей - в 2,6 раза, картофеля - в 1,7 раза, фруктов - в 4 раза. За последние 10 лет доля детей со сниженной массой тела сократилась более чем в два раза (с 4 до 1,8 процента), в 2,5 раза снизился уровень заболеваемости женщин анемией. Средняя продолжительность жизни населения республики увеличилась на 6,5 лет (с 67 до 73,5), а средняя продолжительность жизни женщин - до 75,8.
В то же время вызывает тревогу рост числа пищевых отравлений. За 2017-2019 годы зарегистрировано 154 случая пищевого отравления, при котором пострадали 1700 граждан, из них 665 детей и 15 случаев с летальным исходом. Изменилась и среда, где осуществляется торговля продуктами питания.
Продолжает расти доля, занимаемая продуктами питания и пищевыми ингредиентами, среди наиболее активно реализуемых товаров на международном рынке.
Изменения в глобальной системе поставок продовольствия и кормов, усилия по оптимизации ресурсов, проблемы продовольственной безопасности и безопасности пищевых продуктов, инновации в науке о продуктах питания и технологии их производства, изменение климата и вопросы, вызывающие озабоченность потребителей, - вот только некоторые факторы, определяющие те изменения, что порождают новые вызовы в области безопасности пищевых продуктов и питания. Производители и поставщики продовольственных товаров и контролирующие органы должны адаптироваться к этой меняющейся среде и реагировать активно, гибко и своевременно на возникающие проблемы в области безопасности пищевых продуктов, качества и не только, чтобы защищать здоровье потребителей и обеспечивать добросовестность торговли.
С учетом данных положений одна из основных целей Экологической партии Узбекистана - обеспечение реализации государственной политики, направленной на достижение устойчивого развития, высокого качества жизни и здоровья населения, экологической безопасности, создание благоприятной окружающей среды, сохранение природных ресурсов для настоящих и будущих поколений. В связи с чем нами проведен анализ сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности пищевой продукции в стране.
В Узбекистане для эффективного решения данных проблем 16 января 2018 года принят Указ Президента «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны». В его основе - меры по насыщению рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, развитию аграрного комплекса, внедрению действенных механизмов социального и государственно-частного партнерства, своевременному устранению угроз стабильности продовольственного рынка, гибкому таможенно-тарифному регулированию импорта продовольственных товаров. Правительством разработана новая Государственная программа развития агропромышленного комплекса, в которой приоритетное внимание уделяется развитию сельского хозяйства за счет поддержки роста производительности, совершенствования производственно-сбытовых цепочек, технологических процессов и устойчивого использования водно-земельных ресурсов. Программа включает перенаправление государственных субсидий с зерновых на масличные культуры, расширение государственных субсидий мелким производителям сельскохозяйственной продукции и увеличение государственного финансирования исследований в области сельского хозяйства. План предусматривает более строгое соблюдение санитарных и фитосанитарных норм.
В настоящее время уполномоченными государственными органами, ответственными за реализацию санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в отношении товаров (отечественного производства, предназначенных для местного обращения и экспорта, а также импортируемых товаров), являются следующие организации:
- Государственная инспекция санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан и его территориальные органы;
- Государственный комитет ветеринарии Республики Узбекистан;
- Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и его территориальные подразделения;
- Узбекское агентство стандартизации метрологии и сертификации - «Узстандарт»;
- Государственная инспекция по карантину растений.
Государственный комитет ветеринарии отвечает за контроль пищевых продуктов животного происхождения только до переработки и на первом этапе переработки (убой), а Санитарно-эпидемиологическая служба отвечает за контроль после первой переработки, включая переработку и распространение продуктов животного происхождения.
Указ Президента от 23 октября 2019 года «Об утверждении стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы» предусматривает разработку и реализацию государственной политики по продовольственной безопасности, которая обеспечивает пищевую безопасность и улучшение потребительского рациона, производство продовольственной продукции в требуемом количестве.
Понятие «продовольственная безопасность» введено в оборот в конце 70-х прошлого столетия Международной продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Его возникновение было обусловлено глобальным противоречием, сложившимся в те годы: абсолютное перепроизводство продовольствия в развитых странах сопровождалось массовым голодом и недоеданием населения в ряде стран «третьего мира». Это со всей очевидностью продемонстрировало то, что зачастую хроническая продовольственная нестабильность связана не столько с теорией убывающего плодородия Мальтуса или неразвитостью аграрного сектора экономики, сколько с уровнем экономического развития и бедностью значительной части населения отдельных стран, что делает недоступным продовольствие по ценам, предлагаемым мировым рынком. Для понимания проблемы продовольственной безопасности государства необходимо четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества», «продовольственная безопасность» и «безопасность пищевой продукции».
В соответствии с законодательством Республики Узбекистан Агентство «Узстандарт» является уполномоченным органом в области технического регулирования (статья 8 Закона «О техническом регулировании»), организации, координации, а также обеспечении работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства (статья 2 Закона «О стандартизации») и считает себя монополистом в области сертификации и аккредитации. При этом производители сами разрабатывают стандарты на свою продукцию, а Агентство «Узстандарт» только регистрирует их (статья 6 Закона «О стандартизации»).
Хотя у Министерства здравоохранения широкие полномочия по выполнению работ в области технического регулирования (статья 9 Закона «О техническом регулировании»), в вопросах стандартизации по определению содержания вредных для человека веществ в продукции, выпускаемой промышленностью страны, в том числе поставляемой по импорту (статья 6 Закона «О стандартизации»), Минздрав отдал свои полномочия по оценке продукции на безопасность ГМО Центру передовых технологий при Министерстве инновационного развития - производителям ГМО продукции (постановление Кабинета Министров от 11 мая 2020 года «О мерах по реализации Картахенского протокола по биологической безопасности к Конвенции о биологическом разнообразии»). Такая разрозненность деятельности центров, занимающихся проблемами питания и продовольственной безопасности в стране, приводит к несогласованности аспектов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и здорового питания и невозможность постоянного мониторинга путем оценки риска - систематически применяемого логичного и прозрачного метода сбора данных по установлению характеристик угрозы для здоровья людей, связанной с питанием и пищевыми продуктами. Решение данной проблемы - принятие нормативно-правового акта или региональной Программы со стратегической расстановкой приоритетов.
Переход на техническое регулирование безопасности продукции путем принятия технических регламентов создают новые искусственные проблемы. Например, Законом «О техническом регулировании» (статья 22) предусмотрено, что с введением в действие технических регламентов принятые ранее соответствующие нормативные документы по стандартизации на указанную в них продукцию и услуги утрачивают обязательный характер и приобретают добровольность применения в установленном порядке. Однако, ссылаясь на это положение, отдельные органы управления отказывают в регистрации стандартов на новые виды продукции. Вместе с тем это приводит к парадоксу в отношении оценки характеристики состава продукции, качественных критериев, которые важны как для производителей, так и для органов, согласовывающих стандарты. Предприятия пищевой промышленности должны иметь полное представление о производимых, изготавливаемых и распространяемых продуктах, а также иметь системы для определения и контроля опасностей, значительно влияющих на безопасность продуктов питания. В этом отношении добровольность применения стандартов не означает отказа от них.
Сертификация конечной пищевой продукции с их лабораторными испытаниями ресурсоемкая (высоко затратная) и не является эффективным способом управления фактическими угрозами безопасности пищевых продуктов. В связи с чем переход от сертификации конечной пищевой продукции к регистрации и инспектированию предприятий пищевой промышленности, а также регистрация в реестре предприятий с высоким уровнем риска полностью согласуется с лучшей международной практикой и рекомендациями, предоставленными Кодексом Алиментариус (свод стандартов по пищевой безопасности), в контексте - переход к предотвращению риска безопасности пищевых продуктов. Регистрация и инспекция - наиболее эффективный способ выявления сомнительных пищевых предприятий в вопросах безопасности пищевых продуктов, которые нуждаются в оптимизации. Регистрация пищевого предприятия с общими соответствующими гигиеническими требованиями и специальными требованиями к испытаниям основываются на наиболее опасных рисках.
Считаем ошибочным мнение некоторых авторов об обязательном и безоговорочном переходе к стандартам Кодекса Алиментариус. В этом отношении без применения принципов контроля безопасности пищевой продукции рекомендуемый Международной Комиссией ФАО/ВОЗ Кодекс Алиментариус не может гарантировать безопасность пищевой продукции. Так, согласно руководству «Общие принципы Кодекса Алиментариус - Характер стандартов Кодекса» в п.3 указано, что стандарты Кодекса и родственные тексты не являются заменой или альтернативой для национального законодательства.
Законы каждой страны и административные процедуры содержат положения, которые необходимо соблюдать. Это наглядно демонстрируется в стандарте Кодекса по применению пищевых добавок на примере применения консерванта для прохладительных напитков Е242 (велькорин), при использовании которого в напитке образуется 120 мгл метанола, особо токсичного вещества для клеток головного мозга подрастающего поколения.
Здесь необходимо защищать национальные интересы по обеспечению охраны жизни и здоровья населения. Благодаря усилиям специалистов Министерства здравоохранения данный консервант и еще несколько синтетических красителей были запрещены к применению на территории Узбекистана.
В плане применения общих принципов контроля безопасности пищевой продукции необходимо внедрение на законодательной основе Национальной системы контроля пищевых продуктов, которая должна разрабатываться, применяться и поддерживаться прежде всего с целью защиты потребителей. В случае противоречия с иными интересами приоритет следует отдавать защите здоровья потребителей.
Неверной позицией является также обязательность внедрения системы НАССР (международные нормы снижения риска опасности пищевых продуктов) на пищевых предприятиях, так как ее внедрение дорогостоящее и приведет к повышению себестоимости продукции. Данная система обязательна при реализации продукции в страны - члены ВТО (Всемирная торговая организация).
Необходим переход от индивидуальной сертификации продуктов питания к широкому применению общих гигиенических правил и норм по предотвращению пищевых заболеваний (путем применения для первичного производства GAP и переработанного производства - GHP, GMP и/или HACCP), а также к принятию мер для устранения конкретных угроз с помощью применения международных методологий отбора проб и установления уровней безопасности по всей пищевой цепочке. Внедрение данных механизмов необходимо осуществлять постепенно, не допуская удорожания продукции.
В целях защиты рынка республики от поставок недоброкачественной и контрафактной импортной продукции полагаем необходимым укрепление таможенных органов специалистами и лабораторными комплексами по контролю за безопасностью и качеством ввозимой импортируемой продукции на территорию нашей страны.
Разрозненность деятельности научных центров, занимающихся проблемами питания и пищевой безопасности в республике, приводит к несогласованности в ряде аспектов, направленных на обеспечение безопасности пищевой продукции и здорового питания.
В Узбекистане с 34-миллионным населением отсутствует научный центр питания или диетологии. В связи с чем научные исследования и координация деятельности в области питания и диетологии практически не проводятся. Требуется создание научного центра для проведения исследований с целью получения научно-обоснованных результатов по вопросам пищевой безопасности, укрепление лабораторий санитарно-эпидемиологической службы и ее территориальных подразделений, отвечающих современным международным требованиям, а также необходима организация экспертных групп из числа высококвалифицированных специалистов в области гигиены питания, экологии, пищевой токсикологии, микробиологии, химического анализа и пищевых технологий для проведения консультаций по вопросам обеспечения пищевой безопасности.
В настоящее время в республике весьма ощутима нехватка эффективного контроля за количественным использованием пестицидов и минеральных удобрений (в частности, не ведется статистика по количеству фермерских и дехканских хозяйств и их использованию), а также контроля за использованием других агроресурсов, таких как органические удобрения, корм для животных, рыбы и птицы, ветеринарные препараты. Необходимо внедрение более строгих мер контроля и обеспечение соблюдения правил и норм применения пестицидов и минеральных удобрений, а также других агроресурсов. Отсутствие контроля приводит к определенным барьерам для экспорта продукции растительного и животного происхождения.
Существует ограничивающий режим инспектирования пищевых предприятий, когда необходим переход к оценке риска, осуществляемый инспектированием предприятий, а также контроль за импортом пищевой продукции, имеющей высокий уровень риска. Инспектирование предприятий и мониторинг за импортерами пищевых продуктов высокого риска - важные компоненты эффективной системы пищевой безопасности. Режим инспекций, основанный на риске, должен быть введен для всех пищевых предприятий.
В то же время для предприятий, которые соответствуют требованиям или осуществляют операции с меньшим риском, инспекционные проверки проводятся реже по сравнению с предприятиями, имеющими высокий риск.
Пробелы в законодательстве по пищевой безопасности, отмеченные в переговорных процессах по вступлению Республики Узбекистан в ВТО и расширенному сотрудничеству с ЕС в отношении отсутствия соответствующих норм оценки риска, отслеживания продукции от производителя до потребителя, требуют принятия новых законов и совершенствования существующих.
Отсутствие законодательства о биологической безопасности приводит к ненормированному использованию ГМО продукции в стране.
В последние годы в мире широко обсуждаются вопросы фальсификации пищевой продукции, оказывающей негативное влияние на международную торговлю. На 31-й сессии Регионального координационного комитета ФАО/ВОЗ по Европе, состоявшейся в городе Алматы (Казахстан) в 2019 году, были озвучены следующие тезисы:
- фальсификация пищевой продукции - это глобальная транснациональная проблема, которая отражается на местном агропродовольственном хозяйстве, здоровье и доверии потребителей;
- необходима единая система терминов, определений и стандартов;
- в рамках отрасли должны быть обеспечены равные условия, при которых фальсификация строго преследуется, а также четкие стандарты и прагматичные методы и средства предотвращения и прогнозирования;
- органам контроля качества пищевых продуктов необходимы надежные проверенные методы;
- новые методы прогнозирования и обмена данными помогут заинтересованным сторонам более эффективно распределять ресурсы;
- заинтересованные стороны должны обмениваться оперативной информацией и передовым опытом (значительная часть экспертных знаний и информации должна находиться в открытом доступе);
- для борьбы с фальсификацией пищевых продуктов и обеспечения их целостности необходимы многосторонние, междисциплинарные, транснациональные подходы.
Однако в Узбекистане не определен порядок информирования партнеров по ФАОВОЗ, потребителей о выявленных случаях фальсификации пищевой продукции. В связи с этим согласно Указу Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан» от 9 сентября 2019 года перед органами, осуществляющими контроль за безопасностью пищевой продукции, поставлены новые задачи, основанные на внедрении системы национального мониторинга и надзора за болезнями пищевого происхождения в целях обеспечения раннего выявления, оценки и устранения рисков (пункт 2).
Выполнение данной задачи, основанной на современных всемирно признанных принципах обеспечения безопасности пищевой продукции, требуют консолидации всех участников производства, реализации, государственного надзора и контроля.
Таким образом, для дальнейшего совершенствования мер по обеспечению безопасности пищевой продукции в стране считаем необходимым:
1) принятие единой стратегии безопасности пищевых продуктов с учетом приоритетов действий между отдельными участниками;
2) в законодательном порядке повысить ответственность производителей и поставщиков продовольственного сырья и пищевой продукции за нарушение нормативных документов в области технического регулирования по составу, качеству и безопасности продукции;
3) внедрение способов поощрения производителей, использующих на добровольной основе стандартов, ориентированных на международную торговлю;
4) определение порядка информирования партнеров по ФАОВОЗ потребителей о выявленных случаях фальсификации пищевой продукции;
5) обеспечение широкой разъяснительной работы среди производителей, потребителей о значимости безопасной пищи в сохранении и укреплении здоровья людей.
Б. Алиханов.
Заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
А. Худайберганов, Д. Азизов.
Члены Экологической партии Узбекистана.