В настоящее время в Узбекистане проживают 2 миллиона 859 тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. Из них 1 миллион 997 тысяч получают образование в детских садах. В 2017 году этот показатель составлял всего 708 247 человек.

«Аклвой» - равное образование для всех

За последние пять лет в регионах страны были запущены мобильные детские сады, оборудованные на базе автобусов. Проект получил название «Аклвой». Эта альтернативная инновационная форма дошкольного образования позволила существенно повысить качество, эффективность и доступность образовательных услуг.

Запуск мобильных ДОО стал радостью не только для детей, но также и их родителей и в целом широкой общественности. Помимо того, что это полезная и интересная образовательная система, она уже доказала свою рентабельность. Так, на базе 65 переоборудованных автобусов сформировано 387 мобильных групп, охвативших около семи тысяч детей в 142 районах. А дошкольники, проживающие в отдаленных районах, обрели возможность получать достойное образование. Стоит отметить, что для работы в мобильные группы привлечены современно мыслящие, опытные педагоги.

В начале реализации проекта его целью было охватить отдаленные районы, обеспечить местных детей качественным воспитанием и образованием, тем самым увеличив охват ДО, а также эффективно использовать новейшие педагогические технологии, в том числе дидактическую литературу.

Думаю, проект «Аклвой» можно назвать успешным. В дальнейшем планируем расширять масштабы, охватывая больше детей качественными дошкольными образовательными услугами.

«Имкон» - совершенно новая модель

В рамках исполнения постановления Президента «О мерах по организации специализированной дошкольной образовательной организации с реабилитационным центром для детей региона Приаралья» от 16 августа 2018-го в 2019 году в Нукусе реализован крупный проект под названием «Имкон», уникальность которого состоит в том, что он объединяет ДОО и полноценный реабилитационный центр, где дети могут получать одновременно и знания, и квалифицированную медицинскую помощь. В прошлом году центры «Имкон» открылись в Кибрайском районе Ташкентской области и в городе Карши. В Зарафшане организация данного профиля носит название «Умид». Учреждения дают возможность социализировать детей с ограниченными возможностями.

Центры «Имкон» рассчитаны на 150 мест и представляют собой совершенно новую модель ДОО. Они направлены на оказание комплексной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, помогают педагогам и медицинским работникам совместно с родителями разрабатывать план реабилитации каждого ребенка и реализовать его в рамках одного учреждения. Это, несомненно, создает удобства для родителей и детей. Ведь раньше за комплексной помощью приходилось обращаться к отдельным специалистам в разных районах города или области.

В центрах действуют многопрофильная ДОО в составе десяти групп для мальчиков и девочек двух-семи лет (в зависимости от диагноза) и реабилитационный центр для детей до 18 лет. Лечебные мероприятия направлены на коррекцию недостатков развития, медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию. Для этого созданы необходимые медицинские условия. Родителям и детям помогают опытные специалисты, прошедшие специальную подготовку и повышение квалификации при участии ведущих зарубежных организаций.

В сотрудничестве с мировым сообществом

Министерство дошкольного образования укрепляет сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями. Это подтверждает подписание около 80 меморандумов и соглашений, направленных на развитие системы дошкольного образования в Узбекистане.

Налажено тесное партнерство со многими международными финансовыми институтами и организациями. В частности, это Группа Всемирного банка, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, KOICA, JICA, TIKA, ОБСЕ, Саудовский фонд развития, «Корпус милосердия», Россотрудничество. Установлено взаимодействие с такими странами, как Южная Корея, Китай, США, Россия, Япония, Сингапур, Турция и Беларусь. В качестве примера эффективной кооперации можно привести совместный с Турецким агентством по сотрудничеству и координации (ТИКА) проект по реконструкции шести ДОО в городе Самарканде и укреплению материально-технической базы дошкольной образовательной организации, расположенной в Пайарыкском районе.

Также Министерством дошкольного образования совместно со Всемирным банком реализуется проект «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» стоимостью 73,8 млн долларов. Цель инициативы - повышение доступности образования и качества обучения в ДОО.

Компании Booyoung Group и AHA Республики Корея представили материально-технические средства в виде цифрового обучающего пианино и интерактивных досок для оснащения некоторых детских садов нашей страны. В сотрудничестве с отечественной компанией EduLink разработано мобильное образовательное приложение «S-Board» для дошкольных образовательных организаций, которое используют дети, родители и педагоги. Также в июне нынешнего года Корейским агентством по международному сотрудничеству организованы два недельных курса по повышению квалификации 20 педагогов.

В январе-сентябре 2022-го проведены переговоры с рядом международных финансовых институтов по привлечению иностранных инвестиций в сферу дошкольного образования Узбекистана. В частности, разработаны и утверждены предпроектные документы для реализации проектов по финансированию соглашений о государственно-частном партнерстве с Исламским банком развития, Фондом ОПЕК и Кувейтским фондом арабского экономического развития на общую сумму 70 млн долларов.

Кроме того, в Республике Каракалпакстан и Сурхандарьинской области совместно с международной неправительственной организацией «Корпус милосердия», реализующей программы правительства США, осуществляется проект «Продовольствие для образования и детского питания» в Узбекистане стоимостью 21,7 млн долларов.

В целях дальнейшего развития сферы дошкольного образования и увеличения доли негосударственного сектора в системе, основанной на государственно-частном партнерстве, МДО ведутся переговоры с Азиатским банком развития по проекту открытия 100 ДОО.

Достигнута договоренность между Исламским банком развития и Министерством дошкольного образования о реализации проекта общей стоимостью 50 млн долларов. В рамках него планируется создать около 200 негосударственных детских садов во всех регионах республики на основе государственно-частного партнерства.

Инновационный подход - веление времени

Большое значение имеет повышение уровня интеллектуального, нравственно-этического, физического развития детей и подготовки к школе путем внедрения в учебный процесс современных образовательных программ, передовых информационно-педагогических технологий. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что информационная система управления дошкольным образованием - программа «Болалар богчаси» (OpenEMIS) - проложила путь к удобству и качеству деятельности ДОО.

«Болалар богчаси» - это информационная система управления обучением, предназначенная для сбора и предоставления информации о дошкольных образовательных организациях. Ее запуск позволил наладить прозрачный прием детей в сады на основе электронной очереди. Еще одно преимущество системы - ее можно использовать для онлайн-платежей, учета ДОО и мониторинга деятельности сотрудников.

Также в сотрудничестве с ЮНИСЕФ разработана платформа Learning Passport, созданная на базе системы Microsoft, с уникальным набором сетевых и офлайн-функций. В результате значительного влияния глобальной пандемии коронавируса на образовательный процесс возросла потребность в образовательных программах, работающих в онлайн-режиме. Система Learning Passport применяется в ряде зарубежных стран и вскоре будет запущена в нашей стране.

Разрабатываются учебно-методические материалы и мультимедийный контент для использования в образовательном процессе. Они призваны обеспечить совершенствование знаний и навыков работников системы ДО в области информационно-коммуникационных и педагогических технологий, организации инновационной образовательной среды. В частности, развивающее мобильное приложение InnoKids разработано для детей дошкольного возраста по специальной методике педагогов, экспертов в области образования, квалифицированных специалистов ведомства. Разнообразие цветов и качество графики обязательно привлекут внимание любого ребенка. InnoKids содержит множество веселых развивающих игр для мальчиков и девочек в возрасте от двух до семи лет.

275 умных роботов Albert и Genibot, в том числе 350 учебных пособий для обучения детей робототехнике и навыкам программирования, переданы дошкольным образовательным организациям страны нашими южнокорейскими партнерами. Эти роботы предназначены для детей старше шести лет. На первом этапе ребенок заставляет игрушку двигаться, моргать и говорить с помощью готовых карточек-кодировщиков. Таким образом он понимает, как работают блоки кода. Дети постарше могут подключить робота к смартфону и вводить собственные команды и алгоритмы.

Еще одна разработка - «Bolalik akademiyasi» («Академия детства») - удобная и кастомизированная цифровая платформа, созданная в сотрудничестве с международными и отечественными организациями, передовыми экспертами в области образования. Она призвана поддерживать непрерывное образование, внедрять цифровые технологии в традиционные системы образования, помогать работникам и специалистам ДОО, а также родителям и детям. На данный момент проект дорабатывается и совершенствуется.

Совместно с ЮНИСЕФ запущен проект Bebbo - мобильное приложение для родителей, которое дает экспертные консультации по всем аспектам здоровья и развития детей до шести лет. В нем можно фиксировать прививки, медицинские осмотры и другие важные этапы жизни ребенка. Это бесплатное приложение предоставляет родителям советы экспертов по широкому кругу вопросов, включая здоровье и развитие, питание, раннее обучение и важность игр, воспитание, безопасность и защищенность.

Инвестиции в будущее

Постановление главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы» от 29 декабря 2016-го послужило поднятию деятельности системы ДО на новый уровень, модернизации отрасли согласно современным требованиям. Так, за прошедший период проведены строительно-реконструкционные работы в 1926 дошкольных образовательных организациях страны. В результате дополнительно создано 91 448 новых мест, тем самым охвачен 236 621 ребенок.

В ходе реализации постановления Президента «О дополнительных мерах по расширению сети дошкольных образовательных организаций в районах с низким уровнем охвата» от 10 июня 2021 года проводится работа по строительству 50 новых ДОО. Вместе с тем в рамках государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» полным ходом идут работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на 142 объектах ДОО по всей стране. В результате планируется создать 19 135 мест. Кроме того, в рамках исполнения Указа Президента «О мерах по строительству массивов «Янги Узбекистон» и обеспечению социально-­экономического развития регионов» от 9 декабря 2021-го в текущем году построены 24 дошкольные образовательные организации (6420 новых мест).

Главный критерий - качество

Дошкольное образование как начальная часть цепочки непрерывного образования прививает ребенку стремление к обучению, подготавливает его к дальнейшей учебе. Реализации этой цели служит Государственная учебная программа «Илк кадам», разработанная в соответствии с Государственными требованиями Республики Узбекистан к развитию детей раннего и дошкольного возраста, а также на основе международных стандартов.

В рамках программы в каждой дошкольной образовательной организации создаются пять центров развития, в которых у детей формируются и развиваются навыки в таких областях, как математика, искусство, наука и природа, язык и речь, сюжетно-ролевые игры.

В сотрудничестве с ЮНИСЕФ и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан разработана система оценки качества учебного процесса, утверждены основные критерии. Большим шагом в этой области стали разработка концепции создания художественно-познавательных цветных буклетов для дошкольников и подготовка книг на их основе. 20 000 экземпляров учебника «Hi Kids!» переданы дошкольным образовательным организациям для обучения детей английскому языку. По их эффективному использованию для педагогов были организованы семинары и тренинги с участием международных экспертов.

К настоящему моменту утвержден план мероприятий по оценке качества образовательного процесса с использованием инструментов международной системы оценки качества и результатов раннего обучения MELQO по программе Всемирного банка по подготовке проекта поддержки раннего развития детей.

Дети - смысл нашей жизни

Детский смех радует и делает нашу повседневную жизнь более наполненной и счастливой. Чтобы малыши всегда улыбались, мы должны создать соответствующие условия для каждого ребенка страны без исключения. Обеспечить маленьких граждан заботой и поддержкой, достойным воспитанием и образованием - важная задача, стоящая перед государством.

С этой целью за последние годы усовершенствована деятельность Медико-психолого-­педагогической комиссии по направлению детей с физическими или умственными отклонениями в многопрофильные специализированные организации дошкольного образования. Сегодня в Узбекистане действуют 14 областных комиссий, укомплектованных квалифицированными педагогами и медиками. Также в целях оздоровления детей и обеспечения качественными реабилитационными услугами, улучшения их адаптации в обществе запускается деятельность организаций дошкольного образования нового поколения. Это многопрофильные специализированные ДОО для детей с ограниченными возможностями. По состоянию на текущий год количество таких учреждений составляет 74, в них воспитываются и обучаются 6114 детей.

В целях создания необходимых условий для воспитания и обучения детей, нуждающихся в специальном образовании, оказания им качественной коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи реализуется программа по оснащению ГМСДОО специальным реабилитационным оборудованием. В рамках первого и второго этапов программы оснащены многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации Ташкента. В рамках третьего все ГМСДОО страны получили соответствующее оборудование. Отдельно отметим, что особое внимание уделяется качеству образовательных услуг: для педагогов регулярно проводятся семинары, тренинги, мастер-классы, которые ведут высококвалифицированные зарубежные эксперты.

Эти усилия являются лишь частью работы, выполняемой в сфере. Отрадно, что проводимые в области дошкольного образования Узбекистана преобразования признают авторитетные международные эксперты, известные специалисты в области педагогики. За короткий промежуток времени проведены огромные изменения. Но самой главной целью для нас остается дальнейшая работа во имя детей, призванная обеспечить их всестороннее развитие. В скором будущем мы увидим результаты сегодняшней деятельности в виде здоровых, высокоинтеллектуальных юношей и девушек, полноценно влившихся в общество в качестве новой силы прогресса нашей страны. Только так мы сможем построить светлое будущее Нового Узбекистана.

Агриппина Шин.
Министр дошкольного образования 
Республики Узбекистан.