Организованный в Чирчикском государственном педагогическом университете (ЧГПУ) инновационный кластер педагогического образования играет важную роль в углублении интеграции науки, образования и производства, во внедрении в жизнь инновационных подходов, обеспечении потребности региона в педагогических кадрах, решении проблем касательно неразрывности, непрерывности и последовательности между образовательными направлениями. На базе данного кластера проводит ряд научно-исследовательских работ и факультет гуманитарных наук.
В целях подготовки педагогических кадров, правильной профессиональной ориентации обучающихся, повышения их деятельности на основе интеграции теории и практики в сотрудничестве с высшими, средними специальными, общеобразовательными учреждениями, ДОО, научно-исследовательскими институтами в Ташкентской области создан Инновационный кластер педагогического образования. При нем налажена деятельность лабораторных школ, в которых разрабатывается ряд проектов.
Организованные совместно с областным отделом народного образования свыше 20 лабораторных школ нацелены на обеспечение преемственности и непрерывности образовательных программ. Опытными учителями предусмотрены подготовка и издание учебных программ, учебников, методических пособий, статей для международных и республиканских конференций. Высокая социальная значимость педагогического образования в устойчивом развитии общества, а также современные требования, имеющиеся в системе проблемы и мешающая в их решении разрозненность науки и образовательных звеньев требуют перехода педагогического образования к модели кластерного развития.
Инновационный кластер педагогического образования - это целостная система, объединяющая все виды образования, научно-исследовательских институтов и центров, практических баз, научных и научно-методических структур, совместная деятельность которых позволит поднять педагогическое образование на качественно новый уровень. Цели кластера - дополнить образовательный, научный и инновационный потенциал, а также подготовить современные, конкурентоспособные, креативные кадры, способные проектировать и реализовывать новые образовательные программы и технологии.
В высших образовательных учреждениях по подготовке педагогических кадров важно широкое внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Все учебные аудитории факультета гуманитарных наук полностью оснащены современными ИКТ. Для преподавателей и студентов удобна система электронного журнала для ведения учета посещаемости и составления графика занятий. В аудиториях установлены работающие в режиме онлайн веб-камеры, организованы смарт-аудитории.
В целях привлечения профессоров и преподавателей престижных зарубежных вузов, входящих в рейтинг признанных международных организаций, по инициативе факультета заключаются договоры и меморандумы о сотрудничестве. В рамках такого взаимодействия обращается внимание на ускоренный академический обмен студентами и преподавателями, подготовку совместных образовательных программ. Так, ЧГПУ в течение 2022-2024 годов активизирован академический обмен с такими зарубежными вузами, как Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Университет Фират (Турция), Институт литературы имени Низами Гянджеви Национальной академии наук Азербайджана, Кыргызско-Узбекский международный университет имени Батыралы Сыдыкова, Санкт-Петербургский государственный университет, Худжандский государственный университет имени академика Бободжона Гафурова и другие. Ряд преподавателей и профессоров этих вузов привлечен к учебным занятиям нашего университета.
На факультете организованы Научно-исследовательский центр истории и Учебно-археологическая лаборатория, где собраны древние рукописи, документы, экспонаты, отражающие историю Узбекистана, в частности Ташкентской области. Музейный фонд пополняется переданными населением архивными документами, историческими источниками. Благодаря деятельности научно-исследовательских центров исторического направления студенты могут применять теоретические знания на практике, принимая участие в организации археологических экспедиций и полевых исследованиях.
Научно-исследовательский центр истории способствует внедрению в практику результатов научных изысканий, служит повышению эффективности обучения на основе современного образовательного кластера. Кроме того, центр проводит качественную системную работу по удовлетворению потребностей региона в педагогических кадрах по истории, обладающих высоким научным потенциалом.
Деятельность Учебно-археологической лаборатории нацелена на проведение опытов на основе фундаментальных, практических, инновационных, лабораторно-экспериментальных исследований и проектов, организацию международных мероприятий по археологическим и этнографическим исследованиям, участие в конференциях, проводимых в зарубежных странах. Для доведения результатов археологических и этнологических исследований до широких масс центр издает научные и популярные книги, учебные и методические пособия, способствует научно-методическому обеспечению деятельности по охране и исследованию археологических объектов, расположенных на территории Ташкентской области.
В целях пропаганды межнациональной толерантности, развития национальных культур на факультете также создан Центр дружбы и просвещения, который оказывает научно-методическую помощь школам Ташкентской области, где обучение ведется на казахском, русском и таджикском языках, организует международные научные конференции, культурные мероприятия.
Благодаря деятельности центра студенты изучают культуру узбекского, казахского, таджикского и русского народов, устное народное творчество, древние рукописи. Молодые таланты имеют возможность издать здесь свои произведения.
Юридическая клиника факультета помогает студентам углублять практические навыки по юриспруденции, формировать правовое мышление и культуру населения. Деятельность клиники способствует обеспечению интеграции теории и практики, развитию в студентах навыков работы с обращениями физических и юридических лиц, повышению уровня юридической профессиональной подготовки, внедрению материалов практической деятельности клиники в учебный процесс.
Кроме того, в качестве общественной организации открыта Студенческая академия, цель которой - подготовка студенческой молодежи к учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, выявление и поддержка одаренных студентов. Словом, осуществляется активная и разнонаправленная подготовка передовых педагогических кадров для Нового Узбекистана.
Студенческая академия проводит научные исследования, разрабатывает и реализует инновационные идеи. Результаты не заставляют долго ждать: расширяются ряды Президентских, именных стипендиатов, победителей конкурса «Студент года».
В прошлом году студенты нашего факультета и факультета искусств провели важные исследования на основе дальнейшего развития интеграции истории, искусства, культуры и графики.
Сегодня все сферы жизни Нового Узбекистана являются площадкой глубоких реформ. В этом процессе заслуживают особого внимания преобразования, происходящие в системе образования. В подготовке всесторонне развитых, грамотных, квалифицированных специалистов важно применение опыта как национальной педагогики, так и развитых стран.
Общество заинтересовано в качественном образовании, поэтому в данном процессе должны быть задействованы не только государство и образовательные учреждения, но и каждый член общества. Без повышения качества человеческого капитала трудно обеспечить экономический рост. А значит, мобилизация всех усилий и ресурсов на подготовку квалифицированных кадров - приоритетная задача.
Равшан Икрамов.
Кандидат юридических наук,
доцент.