От повышения качества человеческого капитала к экономическому росту

    Образование 9 сентября 2024 743

    Уровень квалификации и опыт кадров, содержание учебных программ, а также механизм формирования независимого образования обеспечивают эффективность соответствующей системы. Подготовка передовых творчески мыслящих кадров, повышение их конкурентоспособности в соответствии с требованиями рынка труда непосредственно связаны с процессом обучения в вузах. В связи с этим в республике уделяется серьезное внимание качественной организации высшего образования, изучению и внедрению в данный процесс системы и опыта зарубежных стран.

    Организованный в Чирчикском государственном педагогическом университете (ЧГПУ) инновационный кластер педагогического образования играет важную роль в углублении интеграции науки, образования и производства, во внедрении в жизнь инновационных подходов, обеспечении потребности региона в педагогических кадрах, решении проблем касательно неразрывности, непрерывности и последовательности между образовательными направлениями. На базе данного кластера проводит ряд научно-исследовательских работ и факультет гуманитарных наук.

    В целях подготовки педагогических кадров, правильной профессиональной ориентации обучающихся, повышения их деятельности на основе интеграции теории и практики в сотрудничестве с высшими, средними специальными, общеобразовательными учреждениями, ДОО, научно-­исследовательскими институтами в Ташкентской области создан Инновационный кластер педагогического образования. При нем налажена деятельность лабораторных школ, в которых разрабатывается ряд проектов.

    Организованные совместно с областным отделом народного образования свыше 20 лабораторных школ нацелены на обеспечение преемственности и непрерывности образовательных программ. Опытными учителями предусмотрены подготовка и издание учебных программ, учебников, методических пособий, статей для международных и республиканских конференций. Высокая социальная значимость педагогического образования в устойчивом развитии общества, а также современные требования, имеющиеся в системе проблемы и мешающая в их решении разрозненность науки и образовательных звеньев требуют перехода педагогического образования к модели кластерного развития.

    Инновационный кластер педагогического образования - это целостная система, объединяющая все виды образования, научно-исследовательских институтов и центров, практических баз, научных и научно-методических структур, совместная деятельность которых позволит поднять педагогическое образование на качественно новый уровень. Цели кластера - дополнить образовательный, научный и инновационный потенциал, а также подготовить современные, конкурентоспособные, креативные кадры, способные проектировать и реализовывать новые образовательные программы и технологии.

    В высших образовательных учреждениях по подготовке педагогических кадров важно широкое внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Все учебные аудитории факультета гуманитарных наук полностью оснащены современными ИКТ. Для преподавателей и студентов удобна система электронного журнала для ведения учета посещаемости и составления графика занятий. В аудиториях установлены работающие в режиме онлайн веб-камеры, организованы смарт-аудитории.

    В целях привлечения профессоров и преподавателей престижных зарубежных вузов, входящих в рейтинг признанных международных организаций, по инициативе факультета заключаются договоры и меморандумы о сотрудничестве. В рамках такого взаимодействия обращается внимание на ускоренный академический обмен студентами и преподавателями, подготовку совместных образовательных программ. Так, ЧГПУ в течение 2022-2024 годов активизирован академический обмен с такими зарубежными вузами, как Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Университет Фират (Турция), Институт литературы имени Низами Гянджеви Национальной академии наук Азербайджана, Кыргызско-Узбекский международный университет имени Батыралы Сыдыкова, Санкт-Петербургский государственный университет, Худжандский государственный университет имени академика Бободжона Гафурова и другие. Ряд преподавателей и профессоров этих вузов привлечен к учебным занятиям нашего университета.

    На факультете организованы Научно-исследовательский центр истории и Учебно-археологическая лаборатория, где собраны древние рукописи, документы, экспонаты, отражающие историю Узбекистана, в частности Ташкентской области. Музейный фонд пополняется переданными населением архивными документами, историческими источниками. Благодаря деятельности научно-исследовательских центров исторического направления студенты могут применять теоретические знания на практике, принимая участие в организации археологических экспедиций и полевых исследованиях.

    Научно-исследовательский центр истории способствует внедрению в практику результатов научных изысканий, служит повышению эффективности обучения на основе современного образовательного кластера. Кроме того, центр проводит качественную системную работу по удовлетворению потребностей региона в педагогических кадрах по истории, обладающих высоким научным потенциалом.

    Деятельность Учебно-археологической лаборатории нацелена на проведение опытов на основе фундаментальных, практических, инновационных, лабораторно-экспериментальных исследований и проектов, организацию международных мероприятий по археологическим и этнографическим исследованиям, участие в конференциях, проводимых в зарубежных странах. Для доведения результатов археологических и этнологических исследований до широких масс центр издает научные и популярные книги, учебные и методические пособия, способствует научно-методическому обеспечению деятельности по охране и исследованию археологических объектов, расположенных на территории Ташкентской области.

    В целях пропаганды межнациональной толерантности, развития национальных культур на факультете также создан Центр дружбы и просвещения, который оказывает научно-методическую помощь школам Ташкентской области, где обучение ведется на казахском, русском и таджикском языках, организует международные научные конференции, культурные мероприятия.

    Благодаря деятельности центра студенты изучают культуру узбекского, казахского, таджикского и русского народов, устное народное творчество, древние рукописи. Молодые таланты имеют возможность издать здесь свои произведения.

    Юридическая клиника факультета помогает студентам углублять практические навыки по юриспруденции, формировать правовое мышление и культуру населения. Деятельность клиники способствует обеспечению интеграции теории и практики, развитию в студентах навыков работы с обращениями физических и юридических лиц, повышению уровня юридической профессиональной подготовки, внедрению материалов практической деятельности клиники в учебный процесс.

    Кроме того, в качестве общественной организации открыта Студенческая академия, цель которой - подготовка студенческой молодежи к учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, выявление и поддержка одаренных студентов. Словом, осуществляется активная и разнонаправленная подготовка передовых педагогических кадров для Нового Узбекистана.

    Студенческая академия проводит научные исследования, разрабатывает и реализует инновационные идеи. Результаты не заставляют долго ждать: расширяются ряды Президентских, именных стипендиатов, победителей конкурса «Студент года».

    В прошлом году студенты нашего факультета и факультета искусств провели важные исследования на основе дальнейшего развития интеграции истории, искусства, культуры и графики.

    Сегодня все сферы жизни Нового Узбекистана являются площадкой глубоких реформ. В этом процессе заслуживают особого внимания преобразования, происходящие в системе образования. В подготовке всесторонне развитых, грамотных, квалифицированных специалистов важно применение опыта как национальной педагогики, так и развитых стран.

    Общество заинтересовано в качественном образовании, поэтому в данном процессе должны быть задействованы не только государство и образовательные учреждения, но и каждый член общества. Без повышения качества человеческого капитала трудно обеспечить экономический рост. А значит, мобилизация всех усилий и ресурсов на подготовку квалифицированных кадров - приоритетная задача.

    Равшан Икрамов.

    Кандидат юридических наук,

    доцент.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates