Следует отметить, что власти страны, обеспокоенные столь высоким уровнем загрязнения воздуха и его негативным влиянием на здоровье людей, принимают необходимые меры. Изучены причины, сделаны выводы. Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата РУз дало свое заключение в ответ на многочисленные комментарии граждан по поводу загрязнения воздуха столицы. Среди причин указаны рост количества автотранспортных средств и низкое качество потребляемого топлива.
По сведениям министерства, количество автомобилей в стране в 2023 году достигло 4,6 млн. В среднем ежедневно по улицам Ташкента передвигаются 730 тысяч автотранспортных средств. Кроме того, из регионов в столицу въезжают от 160 тысяч до 300 тысяч автомобилей. В городах не сокращено количество пересечений потоков транспорта и пешеходов, не снижен уровень нагрузки на магистрали, не оптимизированы состав транспортного потока и порядок режима скорости, дорожное движение организовано неправильно. В результате на улицах столицы возникают пробки. При этом многочасовое стояние в заторах портит нервы и здоровье водителям и пассажирам.
Отмечено, что в результате роста спроса отраслей экономики и населения на энергоресурсы возрастает объем использования углеводородов, в том числе угля. Мазут в качестве дополнительного топлива действующими теплоцентралями для централизованного теплоснабжения населения в осенне-зимний период тоже вызывает загрязнение воздуха. Так, только в декабре 2023-го в девяти котельных шести теплоцентралей, действующих в Ташкенте, использовано три тысячи тонн мазута.
Наряду с этим активизировались проверки деятельности субъектов производства и услуг в направлении экологии. Не отвечающие должным требованиям промышленные объекты и организации оштрафованы. В свою очередь производственные предприятия стали проводить мероприятия, открытые диалоги на тему «Мы не вредим экологии».
Для чего нужен современный автомобиль
Ухудшается экология, понижается уровень чистоты воздуха, наблюдается дефицит топлива. В связи с чем во всем мире, в том числе в Узбекистане, растет потребность в электрических и гибридных автомобилях. Именно по этой причине усиливается глобальное стремление к первенству по поставке электрокаров.
Эксперты часто утверждают, что развитие автоиндустрии способствует усилению зависимости от импортных нефтепродуктов, ухудшению экологической ситуации в мегаполисах. В частности, Китай для решения этой проблемы уделяет большое внимание развитию автомобилестроения, основанного на энергосберегающих технологиях, а также созданию инновационного транспортного парка и соответствующей инфраструктуры нового поколения.
В 2023 году в мире произведено 9,5 млн электромобилей, 4,1 млн - гибридных. Каждый пятый проданный автомобиль - электрический.
По сведениям Международного энергетического агентства, за последние три года торговля электромобилями выросла в общей сложности в пять раз. Порядка 50 процентов электрокаров, произведенных в мире, изготовлено в КНР. Расширение их производства способствует росту требований к таким видам полезных ископаемых, как литий, никель, кобальт, графит и редкие металлы. Это вынуждает производителей искать новых партнеров и, соответственно, рынки. Особый спрос наблюдается в Китае, который в данное время считается лидером в сфере производства электромобилей.
Транспортные средства, передвигающиеся на электричестве, - не новшество. Сегодня на улицах можно встретить множество таких машин. Каждый из нас имеет представление о преимуществах электромобилей: не наносят вред окружающей среде, позволяют снизить уровень шума в городах. Анализ показывает: если электромобили будут заряжаться от источников альтернативной энергетики, то они стопроцентно экологически безопасны. И наоборот, каждый автомобиль на бензине после 15 тысяч км выбрасывает в атмосферу более трех тонн диоксида углерода, 93 кг углеводородов, 500 кг оксида углерода, около 30 кг оксида азота. У дизельных автомобилей данные показатели еще выше.
Для стимулирования этой отрасли Франция, Великобритания, Германия, Индия, Нидерланды, Испания, Греция, Норвегия и другие страны официально объявили об обнулении эмиссии газов, выбрасываемых в атмосферу автомобильным транспортом, к 2040 году.
В Узбекистане важным фактором, действующим на популяризацию электромобилей, считается разница в цене традиционного топлива и электроэнергии.
За 100 км движения электромобиль расходует 23 кВт/ч энергии. Традиционный автомобиль - в среднем 7,5-8,5 литра топлива. Электромобиль с полной энергией (100 тысяч сумов) преодолевает в среднем 400 км. Если учесть тот факт, что стране в настоящее время литр бензина марки АИ92 продается по 10 500 сумов, то нетрудно представить расходы на традиционное авто.
Почему электромобили не популярны в Узбекистане? На мировом рынке их средняя цена заметно выше, нежели стоимость традиционных машин. Возможно, в перспективе поиски и стремления мирового автопрома, наличие достаточного сырья, расширение производства запасных частей, запуск новых автозаводов будут способствовать снижению цен.
Вместе с тем актуален и вопрос увеличения количества зарядных станций.
Время действовать
Проблема ясна. Мы должны искать не виновных, а решение. В Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан - 2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса» этому вопросу уделено серьезное внимание.
Президент Узбекистана одобрил проведение раз в месяц в Ташкенте общественного проекта «День без автомобиля». Ограничение не будет распространяться на общественный транспорт, а также на машины специальных и экстренных служб. Руководящим и другим работникам всех республиканских и органов исполнительной власти на местах, здания которых расположены в Ташкенте, поручено показывать личный пример путем прибытия на рабочее место на общественном транспорте.
В стране с 1 марта 2024 года также внедрена практика оповещения населения при возникновении пыльных бурь и выявлении случаев превышения установленной нормы содержания мелких дисперсных частиц в атмосферном воздухе. Внедрены обязательные требования по предотвращению поднятия в воздух частиц пыли и песка на строительных площадках размером 500 квадратных метров и более, путях въезда и выезда.
С 1 марта в Ташкенте запрещено передвижение грузовиков и прицепов с разрешенной максимальной массой более 10 тонн в часы пик. К 2030 году в Ташкенте, Нукусе и областных центрах будет поэтапно введено ограничение на эксплуатацию автомобилей, не соответствующих стандартам «Евро-5» и выше.
В постановлении Президента «О мерах по государственной поддержке организации производства электромобилей» от 19 декабря 2022-го намечен ряд задач по уменьшению объемов выбросов вредных газов в атмосферу посредством поддержки производства электромобилей и комплектующих частей к ним. В частности, утверждены целевые показатели по приобретению в 2023-2025 годах электромобилей и гибридных автомобилей органами государственного управления и государственной власти на местах, предприятиями с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более.
Разработана «Дорожная карта» по организации производства в республике электромобилей и гибридных автомобилей промышленным методом и популяризации их использования. Также определены задачи по локализации комплектующих частей, усилению пропаганды их использования, подготовке отвечающим требованиям времени высококвалифицированных кадров.
В постановлении определены меры по выплате компенсации за счет средств Государственного бюджета части процентной ставки, превышающей основную ставку Центрального банка, но не более 10 процентных пунктов по кредитам, не превышающим 1200-кратного размера базовой расчетной величины, выделяемым физическим лицам в национальной валюте для приобретения электромобилей и гибридных автомобилей, произведенных в республике и реализованных на внутреннем рынке, в первые 36 месяцев срока кредита, применению равных мер господдержки для всех инвесторов и субъектов предпринимательства в организации производства электромобилей и гибридных автомобилей промышленным методом.
В январе этого года в ходе визита в Китайскую Народную Республику глава нашего государства участвовал в торжественной церемонии запуска совместного с компанией BYD проекта по сборке гибридных и электрических автомобилей в Джизакской области мощностью 50 тысяч единиц в год. В ближайшей перспективе планируется расширить производство.
В Узбекистане за последние три года продажа электромобилей выросла в десять раз. В 2023-м 35 процентов импорта составили электрические и гибридные автомобили. Ставить новые амбициозные цели, ускорять реализацию проектов в этом направлении - требование времени. Чтобы быть конкурентоспособными в новой отрасли, прежде всего необходимы инновации и передовые технологии. Поэтому поставлена задача создать интегрированную систему, связывающую Туринский политехнический университет в Ташкенте, инженерные центры, научные институты и лаборатории. Подготовку квалифицированных кадров нужно начать уже сейчас. Об этом сказал глава государства на презентации о мерах по расширению производства электромобилей, которая состоялась 6 февраля текущего года.
Работа по улучшению экологической ситуации, обеспечению чистоты воздуха и устойчивого энергоснабжения продолжается.
Дилшод Улугмуродов.