Став по-настоящему незаменимыми в очень многих вопросах, центры аккумулировали всевозможные запросы со стороны населения государству и выступают удобным инструментом обслуживания граждан и бизнеса в режиме «Единого окна», собственно, с чего и начинали, объединенные принципом «Двигаются документы, а не граждане».
Выстраивая новый цифровой контур взаимодействия с народом, отечественная система предоставления госуслуг на протяжении последних лет совершенствовалась, становилась более удобной, понятной и простой. Одним из направлений концепции развития качества и видов услуг, предоставляемых государством, стало создание так называемых клиентоориентированных удобных сервисов. В цифровой прогрессии их количество выросло со 130 до 150, до конца нынешнего года планируется увеличить до 200, число онлайн-услуг - до 60.
Работа центров госуслуг стала прозрачной, регламентированной и предсказуемой во времени в условиях дружелюбного отношения к людям. В нынешнем виде это своего рода смарт-офисы, в которых есть возможность получать сервисы в одно касание. Создание зоны комфорта для посетителей и включение новой локации самообслуживания на качественный уровень подняли доступность и оперативность получения автоматизированных услуг, сыграв положительную роль в формировании имиджа государственного учреждения. Помимо окон обслуживания, в центрах есть информационные стойки, удобная зона ожидания, детский уголок. На месте с помощью специального терминала можно оценить полученную услугу. Обратная связь включена, чтобы отслеживать все оценки вплоть до конкретного специалиста.
Образцом современной модели офиса в Навоийском регионе служит Центр госуслуг в Тамдынском районе. Восьмой по счету в области объект вобрал в себя заданный единый стандарт комфорта и обеспечил территориальную доступность, а также некоторые характерные нововведения. Например, в центрах стали размещать отделы загса, которые с апреля прошлого года перешли в ведение Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции. Теперь получить свидетельство о рождении можно бесплатно, а сама услуга стала композитной, включающей одновременно несколько видов сервиса в электронном виде: регистрация ребенка по месту постоянного проживания отца или матери, получение единовременного пособия при рождении ребенка, регистрация в поликлинике и постановка в очередь на поступление в детскую образовательную организацию.
Более того, для оптимизации и совершенствования деятельности органов загса создана информационная система «Единый электронный архив загс», в которой содержатся соответствующие оцифрованные бумажные документы. В Навоийской области данный процесс завершен, в электронный формат переведено почти 1,8 млн документов. Кроме того, оцифровка позволит получить необходимые архивные документы по принципу экстерриториальности - независимо от места расположения и проживания.
- По мере создания инфраструктуры и упрощения всех процедур растут и ожидания граждан, - говорит начальник управления Агентства государственных услуг Навоийской области Бекзод Сафаров. - Сегодня процесс инициации запроса и получения требуемого документа намного облегчен. Взаимодействие между государством, гражданином и бизнесом обозначилось форматом мессенджера. Для сравнения: количество оказанных населению и субъектам предпринимательства госуслуг в Навоийской области выросло с 71 625 в 2020 году до 92 523 - в этом. Рекордсменами по популярности стали подача заявления на зачисление в ДОО, получение ИНН, сведений о пенсии.
Есть аспект, который обращает на себя отдельное внимание: из общего количества предоставленных услуг только 0,6 процента получены через интернет. К сожалению, цифровые платформы не так популярны, но не стоит думать, что сложности с работой на электронных сервисах госуслуг возникают чаще у людей старшего возраста. Почему-то граждане пользуются цифровыми сервисами госуслуг менее уверенно, чем, например, платежными. Многим кажется, что прийти в центр гораздо проще. На самом деле все наоборот.
Данной опцией активно пользуются субъекты предпринимательства. В течение этого года государственную регистрацию прошли 2235 частных структур, свидетельства о ведении деятельности получили три предприятия с участием иностранных инвестиций и 958 бизнес-субъектов без образования юридического лица. Следует отметить, что 39 субъектов малого бизнеса оформлены в ходе выездных приемов центров госуслуг, которых с начала этого года было уже более 3800.
Центры госуслуг функционируют в интеграции с электронными базами различных организаций и учреждений. Население и предприниматели обслуживаются на основе утвержденного административного регламента. Несмотря на это, имеют место нарушения сроков рассмотрения поступающих заявлений, предоставления государственных услуг. Такими «лидерами» среди полномочных органов являются налоговые службы, учреждения системы здравоохранения, районнные (городские) филиалы газо- и электроснабжающих организаций, образования.
Согласно постановлению Кабинета Министров «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по установке, снятию и поверке приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды» от 20 августа 2019 года с 1 ноября действует административный регламент оказания государственных услуг по снятию, проверке и установке приборов учета юридических и физических лиц.
Работа в этом направлении ведется, однако жители многоэтажных домов в Зарафшане, Учкудуке и Навои оказались заложниками ситуации, не имеют возможности воспользоваться услугой по стандартизации счетчиков воды. Причина в том, что электронная база обслуживающих организаций не интегрирована с базой АГУ. Согласно административному регламенту снабжающее предприятие за 30 дней до окончания срока действия сертификата поверки приборов учета обязано письменно предупреждать заявителя о необходимости проведения периодической поверки приборов учета. Отсутствие в установленный срок официального предупреждения заявителя со стороны снабжающего предприятия снимает с заявителя ответственность за несвоевременное проведение поверки приборов учета. Вопрос пока остается открытым…
В числе наиболее важных мировых тенденций развития инфраструктуры взаимоотношений граждан и бизнеса с государством - перевод государственных услуг в цифровой формат. Это принесет пользу не только гражданам, но и государству. Посему доля услуг в электронном виде должна возрастать, чтобы центры госуслуг могли выполнять исключительно сервисную функцию и обеспечивать рост числа ведомств, с которыми осуществляется Е-сотрудничество.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».