Фото пресс-службы Министерства юстиции Республики Узбекистан.
Этому и другим вопросам посвящена прошедшая пресс-конференция «Что оставить в законодательстве, а от чего отказаться?». На мероприятии должностные лица Министерства юстиции проинформировали о внедряемых в соответствии с документом новых процедурах и мерах. А также о том, к каким положительным результатам они приведут.
В частности, отмечалось, что Указ определяет несколько важных направлений развития национальной законодательной системы. Так, в качестве механизма снижения регуляторной нагрузки внедряется метод «регуляторной гильотины», который предусматривает широкомасштабный пересмотр и отмену устаревших и утративших актуальность норм, оказывающих негативное влияние на бизнес-среду.
В Национальной базе законодательства более 30 тысяч нормативно-правовых актов, из них около 10 тысяч принято в 2017-2020 годах. Из общего массива документов лишь 5 процентов составляют законодательные акты, а остальные 95 - подзаконные.
Большое количество и разрозненность нормативных документов в первую очередь приводит к увеличению нормативной нагрузки в сфере предпринимательства и возникновению бюрократических барьеров, открывает путь к правовым разночтениям и коллизиям, игнорированию требований закона.
Также определяется ряд мер по предотвращению чрезмерного регулирования и более эффективной реализации систематизации законодательства:
- установление на законодательном уровне конкретных критериев разграничения актов Президента, Кабинета Министров, палат Олий Мажлиса, органов государственной власти на местах индивидуального и организационного характера от принимаемых ими нормативно-правовых актов;
- внедрение практики принятия нового законодательного акта вместо его новой редакции с одновременным признанием утратившим силу доселе действовавшего, организовав пересмотр ранее принятых таких документов;
- имплементация практики признания по окончании соответствующего года утратившим силу актов Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан, направленных на установление дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и перенос выходных дней, а также организацию проведения мероприятий.
Вместе с тем нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах будут систематизированы и включены в Национальную базу данных законодательства (www.lex.uz).
Помимо того, Указом предусмотрено обеспечение прозрачности нормотворческой деятельности хокимиятов за счет систематизации нормативно-правовых актов органов государственной власти на местах путем включения их в Национальную базу данных законодательства страны, инициирования отмены устаревших и утративших актуальность документов, а также внедрение механизма автоматического размещения в их базе данных. В этом плане следует отметить и то, что база правовых актов хокимиятов включает свыше трех тысяч актов, из которых, по экспертной оценке, более 50 процентов могут быть систематизированы или полностью отменены.
- Необходимость принятия данного документа обусловлена несколькими факторами, - комментирует начальник управления анализа и систематизации законодательства Министерства юстиции Дилафруз Суфиева. - Во-первых, считается актуальным и необходимым привести национальное законодательство в соответствие с современными требованиями. Очевидно, что многие имеющиеся акты могут не отвечать сегодняшним требованиям, ведь, как мы знаем, за относительно небольшой промежуток времени произошли большие перемены в жизни всего человечества. На примере лишь развития современных информационно- коммуникационных технологий можно заметить: документы, которые приняты несколько десятилетий назад, совершенно не отвечают нынешним реалиям. В связи с этим Минюстом проведена работа по сплошной инвентаризации всех нормативно-правовых актов. Это первый для нас опыт, потому что до сегодняшнего дня, хотя подобная деятельность проводилась, она не носила столь комплексного характера. Весь массив, все 30 тысяч действующих таких документов пересмотрены на предмет соответствия требованиям соотечественников, предпринимателей и, соответственно, внесены предложения по признанию некоторых из них утратившими силу.
Эксперты подчеркивают и то, что отечественное законодательство включает достаточно большой объем нормативно-правовой информации, в котором непросто ориентироваться даже юристам, не говоря уже о гражданах республики, бизнесменах. В связи с этим в последнее время наблюдается систематизация законодательства, чему в государстве сейчас уделяется особое внимание. Это отмечалось в Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, некоторых Указах и постановлениях Президента, что дает возможность принятию вместо десяти одного акта, но тщательно проработанного и позволит понимать, какие правовые отношения регулирует данный документ, что разрешается, а что - нет.
Работа по оптимизации и систематизации законодательных актов будет только набирать масштабы. Так, в рамках второго шага реализации Указа лидера страны «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства» ожидается отмена некоторых нормативно-правовых актов, принятых правительством. Соответствующие предложения уже внесены в Кабинет Министров.
- Кроме того, отдельное внимание уделяется обеспечению приоритета норм международного права, - продолжает Д. Суфиева. - В связи с этим совместно с Министерством иностранных дел планируется размещение международных документов, к которым присоединилась Республика Узбекистан, в Национальной базе данных законодательства страны. Затем начнет осуществляться работа по систематизации международных обязательств, взятых на себя государством при присоединении к какому-либо акту. Данные материалы, разумеется, будут учитываться в последующем совершенствовании национального законодательства.
Еще одним шагом на пути к развитию и улучшению признано введение системы оценки регуляторного воздействия, которая будет способствовать анализу проблем и способов их решения, влиянию на конкуренцию, прогнозированию возможных последствий внедрения новых инструментов и правил регулирования, включая анализ выгод и затрат для граждан и субъектов предпринимательства.
В целом планируется отменить около 2,5 тысячи документов, а это порядка 10 процентов от всей действующей Национальной правовой базы.
Согласно Указу Министерство юстиции определено специально уполномоченным органом по координации деятельности в сфере оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов и их проектов. В составе министерства создается Управление оценки регуляторного воздействия.
В этом направлении основными задачами Минюста определено следующее:
- подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников органов государственного управления, местных исполнительных органов власти и иных организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия;
- проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и разработка мер и рекомендаций по устранению выявленных коррупционных факторов;
- выявление пробелов в законодательстве, правил и положений, создающих условия для коррупции.
Как сообщили эксперты на мероприятии, принятые меры улучшат бизнес-среду страны, ее инвестиционную привлекательность, наладят эффективный и открытый диалог с бизнес-сообществом и общественностью для упрощения законодательной базы.