В Узбекистане за последние годы проведено множество реформ, которые положительно повлияли на жизнь граждан и систему государственного управления. Все нововведения подчиняются важному принципу - «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
Так, в соответствии с Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 28 декабря 2016 года в системе государственной власти созданы народные приемные и Виртуальная приемная Президента Узбекистана. Это - своеобразный демократический институт по работе с обращениями граждан.
Ранее такая работа велась в соответствии с Законом «Об обращениях физических и юридических лиц». Однако этот нормативно-правовой акт не работал в полной мере. Его исполнение не контролировалось. Фактически не применялись административные и уголовные санкции за нарушения. Поэтому государственные служащие не уделяли должного внимания работе с обращениями и относились к ней как к второстепенной задаче. Повсеместно отмечались формализм, бюрократия и волокита.
Государственные органы и чиновники ранее были недосягаемыми для граждан. Отсутствовали реальный диалог, обратная связь между государством и обществом. Разрыв между ними только увеличивался, негативно влияя на качество принимаемых решений. Уровень удовлетворения требований граждан был критически низким. Ситуация усугублялась тем, что не практиковалась организация встреч представителей государственных органов с населением. Руководители и работники госорганов высшего звена игнорировали общение с гражданами на местах. Наряду с этим отсутствовали интерактивные методы работы с обращениями через интернет, веб-сайты, социальные сети, мессенджеры. К госслужащим можно было обратиться только официально. Поступающие в государственные органы обращения по сути не рассматривались, а делались отписки. В результате годами не решались поднимаемые в обращениях людей злободневные проблемы. Возрастало социальное напряжение.
Учитывая высокую потребность граждан в диалоге с государственными органами, лидер страны одним из главных приоритетов своей политической деятельности обозначил поддержание обратной связи с народом. Так, в феврале 2017 года была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Первый год ее реализации объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Кроме того, в 2017 году был разработан и принят в новой редакции Закон «Об обращениях физических и юридических лиц». В нем регламентирована качественно новая система работы с обращениями с учетом современных реалий. Закреплены понятия и порядок проведения публичного приема, в том числе через видеоконференцсвязь, а также порядок рассмотрения электронных обращений. Согласно нововведениям, государственные органы, организации и должностные лица начали создавать свои виртуальные приемные.
Анализ обращений показал, что их наибольшее количество поступает по вопросам преград и препон на пути развития субъектов предпринимательства, противоречащих законодательству ведомственных решений, трудоустройства, здравоохранения, доступа к банковскому кредитованию, качества жилищно-коммунальных и дорожно- транспортных услуг, деятельности органов государственной власти на местах, судебных, правоохранительных и контролирующих органов.
Кардинальный пересмотр институциональных, организационных и правовых основ работы с обращениями граждан явился уникальным опытом для современной государственности страны. За историю независимости Узбекистана никогда не уделялось такого внимания адресной работе с соотечественниками. Кроме того, сегодня работники госорганов, в том числе и руководители, не засиживаются в кабинетах. Они стали выезжать на места, чтобы оперативно принимать необходимые меры.
Проблемы решаются путем рассмотрения, анализа обращений, выявления наиболее острых вопросов и принятия законодательных актов, направленных на их устранение. Используются как классические методы рассмотрения обращений граждан, так и точечная работа непосредственно на местах путем организации выездных приемов. Подобный метод способствует установлению прямых контактов с людьми, испытывающими трудности. Параллельно налажена практика детального анализа обращений с целью выявления системных проблем.
Благодаря этому уникальному институту, созданному по инициативе лидера страны, организована действенная площадка для диалога между государством и обществом. Появилась возможность обращения через интернет, а также специально созданные веб-сайты. Процесс стал удобным и оперативным. Открытость и прозрачность способствуют усилению общественного контроля. Люди начали свободно и открыто обсуждать существующие на местах актуальные проблемы в социальных сетях, что в целом позитивно сказалось на свободе мысли, слова и убеждений, а также свободе мнений и их выражения. Обеспечено беспрецедентное освещение в средствах массовой информации материалов по тематике обращений граждан.
Стоит отметить, что представители судебной сферы не остаются в стороне. Принимают активное участие в разрешении злободневных вопросов граждан. В Республике Каракалпакстан, городах, областях и районах функционируют народные приемные. Соотечественники могут направить свои обращения как в письменной форме, так и электронной. Ежедневно в судебных инстанциях председатели, их заместители, а также судьи принимают граждан, ведут с ними активный диалог, цель которого - решение затянувшихся вопросов.
К сожалению, пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Суды Узбекистана временно приостановили личный прием граждан и выездные заседания. Такое решение принял президиум Верховного суда 20 марта 2020 года для предотвращения распространения коронавируса. Гражданам было рекомендовано направлять документы в суд только в электронном виде или по почте. Согласно решению президиума, в первую очередь рассматривались неотложные дела. Исходя из технических возможностей проводили заседания в формате видеоконференцсвязи. Более того, в зал суда не допускались те, кто не являлся участником рассматриваемого дела.
Улучшение ситуации позволило государственным учреждениям и организациям вернуться к нормальному режиму работы. Снова стали проводиться выездные приемы граждан. В регионах их проводят Председатель Верховного суда и его заместители, а также ответственные работники Высшего судейского совета.
Такого рода мероприятия проведены в столице с 11 марта по 3 апреля. Общественные приемы населения были организованы Председателем Ташкентского городского суда и Председателем Ташкентского городского административного суда. Основная цель встреч - решение проблем граждан, а также оказание им необходимой правовой помощи. Наряду с этим для разрешения волнующих граждан вопросов были привлечены судьи гражданских, уголовных, административных и экономических судов.
Представители судебно-правовой сферы посетили за это время 12 районов столицы. Общее количество обратившихся составило 494 человека. В ходе мероприятий рассмотрено 527 обращений. За время общественных приемов получили правовую помощь 205 соотечественников. Положительно решены на месте 232 обращения. На контроль взято 46.
За быстрое и положительное решение проблемных вопросов поступило 79 благодарственных писем. В ходе выездных общественных приемов 89 лиц, состоящих на пробационном учете, условно досрочно освобождены от отбывания наказания, троим заменено наказание на более мягкое, в отношении одного лица уголовное дело прекращено в связи с примирением сторон. Определенную поддержку получили входящие в список «женской тетради» и «железной тетради»: кому-то была оказана материальная помощь, 38 соотечественницам вручены продуктовые пакеты, 13 человек трудоустроены.
В большинстве случаев обращения граждан касались взыскания алиментов, рассмотрения в кратчайшие сроки поданного в суд иска, признания свидетельства о праве на наследство недействительным, а также это вопросы, связанные с незаконным сносом, и многое другое.
Таким образом, 177 обращений касались судов по уголовным делам, 32 - административного судопроизводства, 223 были обращены к межрайонным судам по гражданским делам и 14 - в экономические суды. Такие мероприятия будут проходить на постоянной основе.
* * *
В качестве преимущества общественных выездных приемов необходимо отметить создание единой системы диалога между государством и обществом через совершенствование института обращений. Немаловажным является и трансформация общества в сторону открытости деятельности государственных органов, их доступности для граждан. Повысился уровень доверия населения к властным структурам.
Государственные органы в свою очередь стали вести открытый диалог с людьми, прислушиваются к ним и корректируют свою деятельность с учетом возникающих проблем.
Эркин Ходжакулов.
Председатель Ташкентского городского суда.