Фото Рашида Галиева.
...То ли легенда, то ли быль. Говорят, в средние века в одном полуразрушенном и заброшенном доме горного селения в Байсуне обнаружили старинный сундук. В нем - массивный золотой пояс. Весил почти целый пуд. По преданию - это почетная награда. Вручалась только богатырям, непобедимым борцам, любимцам и кумирам народа.
Имя палвана забылось, да и сам пояс куда-то затерялся. Однако с тех пор далекий кишлак в Сурхандарье стал называться Тилла камар («Золотой пояс»). В этом селении, овеянном мифами и сказаниями о могучих людях, родился Абдулла Тангриев.
- В нашем крае сохранился до сих пор старинный обряд, - поведал Абдулла. - Если в семье родился сын, то счастливый отец должен всю округу угостить пловом. Но перед тем как пригласить гостей за обильный дастархан, нужно было организовать турнир курашистов. Конечно, далеко не каждый мог позволить себе такой праздник. Обычно сообща проводим той: помогают родственники, соседи, негласное сообщество палванов вместе с уважаемыми людьми - аксакалами. Они напутствуют малыша быть преданным своему народу, стать патриотом края, с честью защищать Родину. Чтобы помнил: куда бы ни забросила судьба, не забывать родную землю. По существу это ритуал посвящения в курашисты. Поэтому, когда меня спрашивают, откуда родом, всегда с гордостью говорю: «Я из Байсуна, кишлака Тилла камар. И этим все сказано».
Абдулла Тангриев всюду узнаваем. Особенно тянется к нему молодежь. Каждый юноша хочет с ним сфотографироваться, взять автограф, просто пожать крепкую руку. Стремятся подражать.
О популярности говорит и такой факт, невольным свидетелем которого оказался.
Сборная Узбекистана возвращалась в Ташкент из зарубежной поездки. В салоне авиалайнера оказался и легендарный борец, трехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира Александр Медведь. Минчанин был приглашен в качестве почетного гостя на международный турнир по спортивной борьбе Кубок независимости Узбекистана. Разумеется, все наши ребята уважительно приветствовали Александра Васильевича, в том числе и Абдулла. Каково же было удивление прославленного белорусского ветерана, когда в аэропорту встречающие с особым вниманием отнеслись и к Тангриеву, а не только к Александру Медведю, признанному лучшим борцом вольного стиля ХХ века.
Юное поколение равнялось на достижения Абдуллы. Но признание пришло не в схватках среди палванов. Хотя с этого национального вида борьбы началась спортивная карьера. Как и все сурхандарьинские мальчишки, он постигал премудрости кураша на свадьбах, различных торжествах и празднествах, народных гуляньях. Под предводительством старшего брата Абдукарима с десятилетнего возраста ездил по городам и весям не только Узбекистана. Не по годам крепко сложенного парня приглашали на турниры в Таджикистан и Казахстан, побывал он в Туркменистане и Кыргызстане. Завоевал титул самого стойкого среди тяжеловесов. Шлейф триумфатора окутывал Тангриева.
И тут случилось то самое «однажды», изменившее путь к славе. Восемнадцатилетнего палвана приметили тренеры по дзюдо (национальный японский вид единоборства). Наставники приводили массу доводов, чтобы он стал дзюдоистом. Атлет оказался на перепутье: или синица в руках, или журавль в небе.
Как признался Абдулла, привлекло то, что дзюдо включено в программу Олимпийских игр. Открывались большие перспективы увидеть огромный мир. И он решился на перемены, считая, что никогда не пересечет океан, если не наберется мужества потерять берег из виду.
Через год Тангриева включили в состав сборной Узбекистана. Он сумел войти в шорт-лист сильнейших «тяжей» в мире. Так получил право выступить на Олимпиаде-2000 в Сиднее (Австралия). Первый выход на международную арену завершился тем, что на татами он провел только две схватки и выбыл из претендентов на награды. Сказались волнение, да еще небольшая соревновательная практика на столь высоком уровне.
Но не бывает неудач, остается опыт, который не стоит считать негативным. С таким настроем он продолжил прокладывать путь к пьедесталу почета вместе с тренером Владимиром Пятаевым.
Значимый успех пришел через три года. В японском городе Осаке, где проходил чемпионат мира-2003, наш соотечественник стал бронзовым призером и получил лестные оценки от родоначальников дзюдо. Восходящей звездой посчитали Абдуллу искушенные знатоки и репортеры и после того, как он стал победителем на чемпионате Азии в южнокорейском Чеджудо в том же сезоне. Забегая вперед, отметим, сурхандарьинец является четырехкратным победителем континентальных первенств. Этот своеобразный количественный рекорд выигрышей среди супертяжеловесов еще никем не побит.
Потом в его коллекции появились еще две «бронзы» с мундиалей в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Роттердаме (Нидерланды). До сих пор перед глазами финальная схватка с японцем Сатоси Исии, за которой наблюдал с трибун в олимпийском Пекине. Никому из соперников не удалось провести результативный прием. Зрители, казалось, выдохнули с облегчением после свистка судьи, засвидетельствовавшего окончание поединка. Напряжение поединка передалось всем.
Но ничьих в дзюдо не бывает. Авторитетное жюри довольно долго совещалось. Редко такое бывает при вынесении вердикта. По раздельному мнению арбитров активнее оказался Исии. Абдулле вручена серебряная медаль. Он повторил достижение ташкентца Армена Багдасарова, который на Олимпиаде в Атланте (США) аж еще в 1996 году занял второе место. Подняться выше еще никому из узбекских дзюдоистов не удавалось.
И все же он стал чемпионом мира по дзюдо. Добился желаемого в тридцать лет. На мундиале в Тюмени (Россия) выиграл у венгра Барна Бора и стал победителем в абсолютной весовой категории. К этому результату шел больше десяти лет и стал единственным супертяжеловесом в республике, которому посвящен отдельный стенд в токийском музее славы. Японцы высоко ценят мастерство нашего соотечественника, внесшего весомый вклад в популяризацию их национального вида спорта.
Но и в зените известности среди дзюдоистов Тангриев продолжил выходить на гилам курашистов. Пять раз завоевывал призы Президента Узбекистана на международном турнире памяти Аль-Хакима ат-Термези, который традиционно организуется в областном центре Сурхандарьи. Этот престижный турнир по значимости можно сравнить, например, с теннисной серией «Большого шлема».
Абдулла имеет и титул чемпиона мира по курашу. Звания добился в звездном для него 2005 году. Тогда, напомним, наш богатырь впервые возглавил рейтинг сильнейших в Азии.
Интересна предыстория его участия в мундиале курашистов. На предыдущем ЧМ-2002 в Ереване (Армения) из семи разыгрываемых комплектов наград лишь один наш земляк - Исак Ахмедов - стал победителем. Отличных результатов добились представители команд Турции, Бразилии, Грузии и хозяева соревнований. Казалось, радоваться надо, что география популярности кураша расширилась. Однако то, что родоначальники оказались как бы на обочине нарастающей тенденции развития узбекской борьбы, несколько обескуражило отечественных тренеров и спортивных чиновников. Имидж подпорчен. И тогда организаторы следующего мирового первенства в Ташкенте решили собрать под знамена сборной страны всех лучших атлетов, которые начинали как курашисты, но значимых успехов добились в других видах единоборств.
И тогда узбекистанцы записали в актив сразу пять золотых медалей. Отличились борцы, чьи имена уже были на слуху, - Фуркат Маматов, Рамзиддин Саидов, Даврон Чориев. Уникального результата добился Тангриев. Он выиграл во всех схватках как в супертяжелой, так и абсолютной весовых категориях. Дважды (!) поднялся на высшую ступеньку пьедестала почета. Такого ошеломительного успеха среди мужчин еще не было. Очередной негласный рекорд.
- В марте мне исполнится сорок лет, - говорит Абдулла-палван. - Время неумолимо. Но не хочу подводить итоги активных выступлений. Еще выйду на гилам, но в качестве ветерана.
Завидую нынешнему молодому поколению курашистов, - продолжил он. - Внимательно ознакомился с постановлением Президента страны «О мерах по развитию и дальнейшему повышению международного авторитета национального вида спорта кураш» от 4 ноября 2020 года. Открываются огромные возможности. Поставлены основные цели и задачи - добиться включения нашей борьбы в программу Олимпийских игр, превратить кураш, воплотивший в себе национальные ценности, богатые традиции и обычаи, в жемчужину мирового спорта. Повышается роль на международной арене в качестве бренда узбекского спорта. Чтобы реализовать задуманное, разработаны целостная концепция, поэтапная «дорожная карта». Конечно, постараюсь внести свой вклад в реализацию грандиозной программы, которая логично вписывается в Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Намерен открыть именную школу по курашу. Восточная мудрость гласит: обязательно посади дерево, даже если завтра наступит конец света. В учениках продолжается жизнь человека, преданного своему делу.
Тимур Низаев.
«Правда Востока».