Вместе с тем существенно возрастает вероятность их использования в противоправных целях: от совершения киберпреступлений и мошеннических действий с криптовалютой до посягательств на права и свободы личности, а также на общественную и государственную безопасность.

Понятие «киберпреступность» не имеет универсально закреплённого определения в международной и национальной юридической науке. В докладе ООН «Всестороннее исследование проблемы киберпреступности» (2013 г.) подчёркивается, что, несмотря на наличие в уголовном законодательстве отдельных государств легальных дефиниций данного явления, общепринятого и точного определения до настоящего времени не выработано.

В свою очередь, масштабное развитие информационных технологий одновременно создало возможности для совершения многих видов преступлений, в связи, с чем в Республике Узбекистан был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. В частности: 1) Закон Республики Узбекистан «Об информатизации»; 2) Закон «О кибербезопасности»; 3) Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4452 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за внедрением информационных технологий и коммуникаций, организации их защиты». Кроме того, в целях регулирования данной сферы был принят ряд международных документов, среди которых можно перечислить: 1) Будапештскую конвенцию о борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием Интернета и компьютерных сетей, информационных технологий (23.11.2001 г., Будапешт) (Узбекистан не является участником); 2) Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (28.09.2018 г., Душанбе) и другие. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации», под информационной технологией понимается совокупность методов, средств и процессов, обеспечивающих сбор, хранение, поиск, обработку и распространение информации.

Примером масштабного противоправного деяния в сфере информационно-коммуникационных технологий является атака на информационные ресурсы компании «Facebook», в ходе которой были незаконно получены персональные данные порядка 267 миллионов пользователей. По итогам расследования компетентными органами на компанию был наложен административный штраф в размере 5 млрд долларов США за ненадлежащее обеспечение защиты персональных данных. Следует отметить, что в Республике Узбекистан наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. В частности, статистические данные правоохранительных органов свидетельствуют о росте противоправных деяний в сфере кибербезопасности, наиболее распространёнными из которых являются хищения чужого имущества посредством неправомерного доступа к информационным ресурсам, а также мошенничество, совершаемое с использованием цифровых технологий. Так, по данным правоохранительных органов, в течение года в Республике Узбекистан было зафиксировано свыше 1000 фактов мошенничества и более 1300 случаев хищения денежных средств, совершённых посредством неправомерного использования банковских пластиковых карт. Совокупный ущерб, причинённый потерпевшим в результате указанных деяний, превысил 12 млрд долларов США.

В 2007 году Уголовный кодекс Республики Узбекистан  был дополнен главой XX1 «Преступления в сфере информационных технологий», что значительно укрепило уголовно-правовые механизмы противодействия киберпреступности. Важным звеном этой системы стало Постановление Президента №153, направленное на профилактику киберугроз. В частности, МВД обязано ежемесячно публиковать перечень банков и платёжных систем, в которых выявлены киберинциденты, что возлагает на них дополнительную ответственность за соблюдение стандартов кибербезопасности. Центральный банк, в свою очередь, внедряет систему мониторинга транзакций физических и юридических лиц, что позволит своевременно выявлять мошеннические схемы, включая финансовые пирамиды, и оперативно передавать информацию правоохранительным органам.

Таким образом, законодательные и институциональные меры, предпринимаемые государством, направлены на то, чтобы развитие цифровых технологий, включая искусственный интеллект, происходило в условиях надлежащего правового регулирования и гарантированной защиты прав и свобод граждан.

Бахрам Худайбергенов, 

Доцент Ташкентского государственного юридического университета, д.ф.ю.н.

 

Сабрина Шамуратова, 

Студент 3-курса факультета «Уголовное правосудие»

Ташкентского государственного юридического университета