Праздничные мероприятия прошли как в школах, так и в дошкольных образовательных организациях. А еще впервые во Дворце Дружба народов было организовано музыкальное мероприятие по случаю 25 мая, цели которого - обеспечение непрерывности и последовательности этапов обучения в детском саду и школе, налаживание интеграции дошкольного и школьного образования, коренное совершенствование уровня подготовки детей к школьному обучению.
Уже в сентябре в первый класс общеобразовательных школ будут приняты 732 960 мальчиков и девочек. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 1 июня 2022-го в 2023/2024 учебном году процесс приема в первый класс по всей республике будет осуществляться в электронном формате, а именно через Единый портал интерактивных государственных услуг или портал электронных услуг Министерства дошкольного и школьного образования.
В 335 общеобразовательных школах города Ташкента тоже прозвучал последний звонок, завершивший 2022/2023 учебный год. В этот раз мероприятия проходили под девизом «Цените знания, стремитесь к знаниям!». Отличившимся учащимся вручены почетные грамоты. Праздничная линейка прошла и в столичной общеобразовательной школе № 241. В нынешнем учебном году ее окончили 39 одиннадцатиклассников. Семеро досрочно приняты в высшие учебные заведения, четверо имеют международный сертификат IELTS, а один является золотым призером научной олимпиады.
В Новом Узбекистане уделяется огромное внимание патриотическому воспитанию детей, формированию высокодуховных личностей. В рамках проводимой работы организуются духовно-просветительские мероприятия, ведется последовательная работа, направленная на то, чтобы повысить интерес подрастающего поколения к чтению книг, на активное вовлечение в кружки по литературе и искусству, в спортивные секции. Создаются все условия для получения детьми современных и востребованных знаний. С изменением формата образование в стране постепенно выходит на новый этап развития.
- Все мы видим, как сильно трансформировалась система дошкольного и школьного образования за последние годы. Благодаря созданию необходимой правовой базы полным ходом идет реализация ряда государственных программ, указов и постановлений главы государства, постановлений правительства, - говорит специалист отдела дошкольного и школьного образования Юнусабадского района столицы Нигора Ахмедова. - Существенно изменилось содержание учебных программ, подходы к подготовке и переподготовке педагогических кадров. Реализуются комплексные меры по созданию единой и эффективной системы работы с одаренными детьми, поддержке их инициатив. В секторе дошкольного образования усовершенствовали учебно-воспитательный процесс. Стоит задача интегрировать цепочки непрерывной системы образования, обеспечив преемственность и последовательность этапов обучения.
Президент страны призывает к комплексному улучшению сферы ДО, подчеркивая: важнейший период в жизни ребенка - дошкольный возраст. В это время развивается умственная деятельность, формируются представления об окружающем мире и физические качества. Проводится масштабная работа по организации эффективной системы воспитания и обучения детей от трех до семи лет, призванной обеспечить формирование здорового и всесторонне развитого подрастающего поколения. Для дальнейшего совершенствования системы ДО и обеспечения равноправного доступа детей к качественному образованию реализуется Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. В ней определены цели, задачи, приоритеты и этапы преобразований на средне- и долгосрочную перспективу.
В 2023-м, объявленном в стране Годом заботы о человеке и качественного образования, реализуется комплекс мер, призванных вывести развитие сферы просвещения на новый уровень. Расширилось участие частного сектора. Высокую эффективность также показывает механизм государственно-частного партнерства. Проводимые реформы нацелены на воспитание всесторонне развитого поколения, которое продолжит осуществлять масштабные проекты и инициативы на благо государства.
В Узбекистане функционирует порядка 30 тысяч дошкольных образовательных организаций, где обучаются свыше двух миллионов детей. Действует более десяти тысяч государственных общеобразовательных, Президентских, специализированных и творческих школ, а также широкая сеть негосударственных детских садов и школ в форме государственно-частного партнерства. Только в 2022-м построено и отремонтировано 807 школ на 3,2 триллиона сумов. В нынешнем году в общеобразовательные учреждения поставлено 40 тысяч современных компьютеров, 442 комплекта робототехники и другое необходимое оборудование.
Большие задачи стоят перед сферой. Так, в следующем учебном году в начальных классах будет внедрена новая учебная программа, основанная на международном опыте, а количество предметов в старших классах сократится с 16 до 11. Также в школах осуществляется межпредметная и межклассная интеграция учебных программ с внедрением 11 обязательных и двух факультативных предметов. К примеру, предмет информатики будет преподаваться уже с первого класса.
В сфере дошкольного образования тоже наблюдается позитивная динамика. Так, показатель охвата ДО достиг 72 процентов за счет строительства 422 государственных детских садов и открытия более 21 тысячи негосударственных. Таким образом, за последние пять лет создано 1,2 млн мест для детей. Продолжается работа по дальнейшему совершенствованию системы, повышению качества воспитания и обучения в детских садах, увеличению их вместимости, укреплению материально-технической базы, внедрению передового зарубежного опыта в учебно-воспитательный процесс.
Президентом страны поставлена цель наладить систему обучения, полностью соответствующую мировым стандартам. Так, в числе приоритетных направлений - популяризация IT-профессий среди подрастающего поколения. К тому же в стране активно реализуются пять важных инициатив Президента, непосредственно связанных с преобразованиями в сфере просвещения и молодежной политики. Создание в стране сети Президентских, специализированных и творческих школ - еще один важнейший этап развития отечественной системы образования. Цель - выстроить качественный процесс обучения, привить детям навыки критического мышления, развивать их скрытые способности и таланты.
- Как отметил в поздравлении выпускникам общеобразовательных школ Президент Шавкат Мирзиёев, Узбекистан открывает перед целеустремленной и энергичной молодежью большие возможности, - продолжает Н. Ахмедова. - В стране множество вузов, профессиональных школ, колледжей и техникумов, которые служат площадкой для формирования полноценных кадров и квалифицированных специалистов. Проводятся масштабные духовно-просветительские мероприятия, осуществляется последовательная работа по повышению интереса к чтению книг, активному вовлечению юношей и девушек в кружки по литературе, искусству и спорту.
Молодое поколение во все времена было движущей силой. Роль строителей будущего в современном Узбекистане ценится на самом высоком уровне. Развитие экономики, науки, инноваций, социальной сферы невозможно представить без образованной, талантливой и амбициозной молодежи. Поэтому значительные инвестиции государство вкладывает именно в развитие человеческого капитала, образование, науку.
Стоит цель сформировать поколение, обладающее широким потенциалом в приоритетных для национальной экономики областях, навыками критического анализа, умеющее принимать обдуманные и смелые решения.
Впереди у выпускников важный жизненный этап. Юношей и девушек ждут большие достижения, усердный труд и ответственные задачи, реализация которых обеспечит процветание родной страны.
Евгения Юн.
«Правда Востока».
Фото УзА.