В последние годы в стране проводятся последовательные реформы, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения, увеличение объема средств, выделяемых на социальную сферу из Государственного бюджета Республики Узбекистан, и привлечение дополнительных ресурсов, расширение охвата программами социальной защиты и внедрение дополнительных механизмов по выведению семей из тяжелой жизненной ситуации. В частности:
в целях выявления малообеспеченных семей и оказания им адресной помощи внедрена информационная система «Единый реестр социальной защиты»;
за последние три года количество малообеспеченных семей, получающих пособие, увеличилось в четыре раза и достигло 1,9 миллиона;
расширен охват пособиями по уходу за детьми из малообеспеченных семей, возраст детей, учитываемый при назначении пособия, повышен с 14 лет до 18 лет, срок выплат продлен с 6 месяцев до 12 месяцев, размер пособия увеличен в среднем в 1,5 раза;
минимальный размер пособия по безработице увеличен в 3,2 раза, внедрено более 20 новых инструментов, направленных на обеспечение занятости населения.
Исходя из целей, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы, а также в целях последовательного продолжения и дальнейшего совершенствования системного реформирования сферы социальной защиты, обеспечения прав граждан на социальную защиту, создания эффективной системы межведомственной координации предоставления государством социальной помощи и услуг:
1. Определить приоритетными направлениями социальной защиты населения Республики Узбекистан:
охват программами социальной помощи всех семей и лиц, нуждающихся в ней, и соответствующих критериям назначения социальных пособий;
расширение возможности использования обязательных социальных гарантий, в том числе видов социальной защиты за счет цифровизации сферы, внедрение принципов открытости и прозрачности в данные процессы;
обеспечение обязательных социальных гарантий и усиление социальной защиты нуждающихся слоев населения;
поэтапный переход к социальной модели установления инвалидности, а также обеспечение занятости лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью;
обеспечение современными протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации нуждающихся слоев населения;
внедрение практики оказания социальных услуг населению непосредственно на уровне махалли.
2. Утвердить:
Стратегию социальной защиты населения Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
Целевые показатели Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан согласно приложению № 2;
«Дорожную карту» по реализации Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан в 2022–2023 годах согласно приложению № 3.
Установить, что в целях достижения целевых показателей, определенных в Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан, с 2024 года «дорожные карты» утверждаются Кабинетом Министров каждые два года.
3. Образовать в составе Министерства финансов Фонд социального страхования без статуса юридического лица.
Определить, что источниками финансирования деятельности Фонда социального страхования являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и иные источники, не запрещенные законодательством.
4. Установить, что за счет Фонда социального страхования:
а) с 1 сентября 2022 года пособие по беременности и родам выплачивается из расчета минимальных потребительских расходов
в рамках государственного социального страхования.
При этом, если в трудовом стаже работника имеются перерывы до одного месяца, то при исчислении непрерывного трудового стажа учитываются месяцы, предшествующие перерывам, и после них;
б) в перспективе выплаты пособий по государственному социальному страхованию будут поэтапно осуществляться посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты».
5. Агентству по развитию медико-социальных услуг (А.Инаков) совместно с Министерством здравоохранения (Б.Мусаев), Министерством народного образования (Б.Саидов), Министерством финансов (Т.Ишметов), Министерством по поддержке махалли и старшего поколения (С.Турдиев), Государственным комитетом семьи и женщин (З.Махкамова) и иными заинтересованными министерствами и ведомствами:
в срок до 1 марта 2023 года сформировать и внести на утверждение в Кабинет Министров перечень гарантированных государством
и предоставляемых на бесплатной основе минимальных социальных услуг;
в срок до 1 июля 2023 года утвердить стандарты оказания гарантированных государством и предоставляемых на бесплатной основе минимальных социальных услуг.
6. В связи с образованием Фонда социального страхования создать:
с 1 сентября 2022 года Отдел организации деятельности Фонда социального страхования, состоящий из трех штатных единиц, за счет упразднения Управления по эксплуатации административных зданий при Министерстве финансов;
Сектор социальных выплат, производимых посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты», состоящий из двух штатных единиц, за счет штатных единиц исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда;
с 1 сентября 2022 года отделы по управлению средствами Фонда социального страхования и мониторингу выплат пособий социального страхования при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных управлениях финансов хокимиятов областей и города Ташкента, состоящие из двух штатных единиц, в рамках их общих штатных единиц.
7. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Агентству информации и массовых коммуникаций совместно с Министерством финансов обеспечить регулярное, системное и широкомасштабное освещение целей и задач настоящего Указа среди населения в печатных и электронных средствах массовой информации, в том числе посредством глобальной информационной сети Интернет.
8. Министерству финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
9. Возложить на министра финансов Ишметова Т.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных
за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
О результативности осуществляемых мер ежеквартально информировать Президента Республики Узбекистан.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
25 июля 2022 года.