В целях совершенствования государственного управления в сфере надежной защиты растений от вредных организмов и обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2021 года № УП-6262 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы карантина и защиты растений в республике»:
1. Утвердить:
«Дорожную карту» по развитию сферы карантина и защиты растений на 2021–2024 годы согласно приложению № 1;
Организационную структуру Агентства по карантину и защите растений Республики Узбекистан согласно приложению № 2;
Структуру центрального аппарата Агентства по карантину и защите растений Республики Узбекистан согласно приложению № 3;
Структуру Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан согласно приложению № 4;
Типовую структуру управлений по карантину и защите растений областей согласно приложению № 4а;
Структуру управления по карантину и защите растений города Ташкента согласно приложению № 4б;
Типовую структуру районных (городских) отделов по карантину и защите растений согласно приложению № 5.
2. Установить, что Агентство по карантину и защите растений (далее – Агентство) является правопреемником Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров по правам, обязанностям и договорам, включая международные соглашения.
3. Решения, принятые Агентством в пределах его компетенции, обязательны для исполнения министерствами, ведомствами, органами государственной власти на местах, а также хозяйствующими субъектами и гражданами.
4. Определить, что генеральный директор Агентства назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.
5. Возложить на Агентство следующие задачи:
реализацию единой государственной политики и контроль в таких сферах, как карантин и защита растений и агрохимия;
проведение агрохимического анализа почвы и контроль качества всех видов минеральных и микробиологических удобрений, поставляемых сельскому хозяйству, проведение радиологического и токсикологического анализа остатков пестицидов, нитратов и солей тяжелых металлов в почве и сельскохозяйственной продукции в полевых условиях;
совершенствование системы прогноза в сфере карантина и защиты растений, определение скоординированных эффективных методов борьбы с вредными организмами, а также контроль их исполнения, ведение мониторинга, предупреждение проникновения и распространения на территории республики и уничтожение вредных организмов, способных причинить экономический ущерб;
развитие системы клиник растений и биолабораторий, координацию их деятельности;
организацию испытаний по биологической эффективности химических и биологических средств защиты растений и их регистрацию, минеральных и микробиологических удобрений, разработку нормативов, регламентов и стандартов в сфере химизации и использования биологических средств в сельском хозяйстве, а также координацию деятельности субъектов, осуществляющих реализацию средств химизации и биологических средств;
развитие научного, методического и образовательного потенциалов в обеспечении фитосанитарной безопасности, внедрение современных инновационных решений, методов планирования и управления, расширение международного сотрудничества по внедрению передовых технологий и методов работы, организацию системной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы.
6. Согласиться с предложениями Агентства, Министерства сельского хозяйства, Министерства финансов, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Агентства по управлению государственными активами и Республиканской комиссии по ликвидации АО «Узагрокимёхимоя» и территориальных АО «Агрокимёхимоя», предусматривающими:
а) в части ликвидируемого АО «Узагрокимёхимоя»:
передачу Агентству служб по борьбе с саранчой и тутовой огневкой в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте за счет уменьшения государственной доли в уставном капитале АО «Узагрокимёхимоя»;
возложение на Комитет по развитию шелководства и шерстяной промышленности задачи размещения государственного заказа на борьбу с тутовой огневкой в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;
б) реорганизацию Фонда развития системы карантина и защиты растений (далее – Фонд) Агентства на базе Фонда развития системы карантина растений Государственной инспекции по карантину растений;
в) создание в системе Агентства:
Научно-исследовательского института по карантину и защите растений Агентства по карантину и защите растений (далее – Научно-исследовательский институт) и его региональных филиалов на базе Научно-исследовательского института защиты растений в системе Национального центра знаний и инноваций в сельском хозяйстве при Министерстве сельского хозяйства и Научно-исследовательского центра карантина растений в системе Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров;
филиалов Научно-исследовательского института в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Самаркандской, Ферганской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях;
Республиканского центра агрохимического анализа (далее – Центр) и его территориальных подразделений на базе ООО «Агрохимическая станция» и его территориальных подразделений;
Республиканского центра «Биосифат» на базе ООО «Республиканская учебно-производственная биолаборатория» и ООО «Республиканская центральная лаборатория «Биосифат»;
при этом доли ООО «Агрохимическая станция» и его территориальных подразделений, ООО «Республиканская центральная лаборатория «Биосифат» и ООО «Республиканская учебно-производственная биолаборатория» полностью передаются Агентству.
г) передачу современного лабораторного оборудования, закупленного в целях модернизации лабораторий территориальных филиалов ООО «Агрохимическая станция», на балансы Республиканского центра агрохимического анализа и его территориальных подразделений за счет уменьшения государственной доли в уставном капитале территориальных АО «Агрокимёхимоя».
7. Установить, что:
начиная с 1 августа 2021 года оплата труда работников, финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Научно-исследовательского института и его региональных филиалов производится за счет средств Государственного бюджета;
работы по подключению к необходимым внешним инженерным коммуникациям и инфраструктуре, капитальному ремонту, реконструкции, укреплению материально-технической базы и оснащению лабораторным оборудованием Научно-исследовательского института и его региональных филиалов финансируются за счет средств Фонда и международных грантов;
на работников Научно-исследовательского института и его региональных филиалов распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук;
расходы по содержанию Научно-исследовательского института и его региональных филиалов за счет средств Государственного бюджета предусматриваются в рамках средств, выделенных Агентству из республиканского бюджета Республики Узбекистан на 2021 год в качестве распорядителя бюджетных средств первого уровня, с 2022 года – ежегодно предусматриваются в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
8. Определить, что:
Научно-исследовательский институт, Центр и Республиканский центр «Биосифат» являются юридическими лицами в форме государственного учреждения;
Научно-исследовательский институт и его региональные филиалы, Центр и его территориальные подразделения, Республиканский центр «Биосифат», службы по борьбе с саранчой и тутовой огневкой финансируются за счет республиканского бюджета, грантов, выделяемых по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития, поступлений от договоров на проведение научно-исследовательских работ, грантов международных финансовых институтов, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства;
учреждения, созданные в соответствии с пунктом 8 настоящего постановления, являются правопреемниками по правам, обязательствам и договорам организаций, на базе которых они образованы.
9. Определить:
а) источниками финансирования деятельности Агентства:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства Фонда;
средства технического содействия и гранты зарубежных (международных) финансовых институтов и других зарубежных доноров;
иные источники, не запрещенные законодательством;
б) основными источниками формирования средств Фонда:
платежи, взимаемые за импортные и транзитные карантинные разрешения, международные, внутренние и реэкспортные фитосанитарные сертификаты, открытие транспортной единицы и оформление акта карантинного досмотра;
платежи, взимаемые за лицензирование хранения и реализации химических средств, минеральных и органических удобрений, используемых для защиты растений;
платежи, взимаемые за услуги лабораторного анализа;
платежи, взимаемые за оказанные услуги по проведению работ по обеззараживанию (фумигации);
платежи, взимаемые за выдачу технических разрешений на деятельность биолабораторий и сертификатов качества биопродукции;
платежи, взимаемые за проведенные испытания на биологическую эффективность химических и биологических средств защиты;
штрафы, взимаемые за административные правонарушения в соответствии с законодательством;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Установить, что средства Фонда направляются на решение задач и функций, возложенных на Агентство, финансирование научно-исследовательских работ, укрепление материально-технической базы, совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также материальное стимулирование работников Агентства.
10. Дополнительные средства, требуемые для покрытия расходов по содержанию штатных единиц и иных расходов создаваемых в системе Агентства новых организаций, возместить за счет средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета на 2021 год на расходы, связанные с борьбой с вредителями и обеспечением сохранения урожая в чрезвычайных ситуациях.
11. Принимая во внимание создание целостной системы защиты растений и направленность ее деятельности в первую очередь на предупреждение распространения вредителей и болезней растений, предусматривать начиная с 2022 года в параметрах Государственного бюджета средства в размере 50 миллиардов сумов на возмещение расходов, связанных с борьбой с вредителями и обеспечением сохранения урожая в чрезвычайных ситуациях.
12. Направлять начиная с 1 августа 2021 года часть, не превышающую 25 процентов средств, поступающих в Фонд от оказания государственных услуг Агентством и его территориальными управлениями в виде государственной пошлины и сборов, на материальное стимулирование работников Агентства.
13. Предоставить генеральному директору Агентства право:
внесения изменений в структуры центрального аппарата Агентства и подведомственных ему организаций в рамках установленной общей численности управленческого персонала;
утверждения положений и структур Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента, подведомственных организаций Агентства, а также предельной численности их управленческого персонала;
введения за счет средств Фонда дополнительных штатных единиц исходя из производственной необходимости и рабочей нагрузки;
утверждения положений о подведомственных организациях;
найма на работу квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов.
14. Предоставить Агентству право на ввоз агродронов через Государственный комитет оборонной промышленности, их эксплуатацию – Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта в целях выполнения возложенных на него задач.
Агентству гражданской авиации при Министерстве транспорта выдавать разрешения на эксплуатацию агродронов в трехдневный срок со дня представления Агентством необходимых документов.
15. Агентству:
осуществлять специальный контроль за защитой декоративных и фруктовых деревьев, кустарников и цветов от вредных организмов в центральных и крупных городах Республики Каракалпакстан и областей, во всех районах города Ташкента;
в месячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения об утверждении структур Республиканского центра агрохимического анализа, служб по борьбе с саранчой и тутовой огневкой, Научно-исследовательского института по карантину и защите растений и Республиканского центра «Биосифат».
16. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента в месячный срок:
принять меры по созданию в центральных и крупных городах Республики Каракалпакстан и областей, а также городе Ташкенте центров по защите декоративных и фруктовых деревьев, кустарников и цветов от вредных организмов в форме государственных унитарных предприятий с возложением следующих задач:
осуществление комплексных мер по защите декоративных и фруктовых деревьев, кустарников и цветов от вредных организмов;
формирование запасов препаратов и минеральных удобрений для защиты декоративных и фруктовых деревьев, кустарников и цветов от вредных организмов.
17. Разместить:
центральный аппарат Агентства по адресу: город Ташкент, Мирабадский район, улица Нукусская, 77а;
Научно-исследовательский институт и Республиканский центр «Биосифат» по адресу: Ташкентская область, Кибрайский район, улица Бабура, 4;
Центр по адресу: Ташкентская область, Кибрайский район, улица Бабура, 8.
18. Кабинету Министров в месячный срок внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона, предусматривающий изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности в целях совершенствования механизмов контроля, возложенных на Агентство.
19. Возложить на генерального директора Агентства по карантину и защите растений, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Проведение обсуждений о ходе исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ганиева Ш.М.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого квартала.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
15 июля 2021 года.