Мероприятие собрало представителей государственных органов, мировых инвесторов и лидеров отрасли. Среди участников была известная французская нефтегазодобывающая компания XP Group (ранее - Expert Petroleum). Мы побеседовали с генеральным директором и соучредителем XP Group Дэвидом МАРТИНОНОМ о деятельности компании и реализации ее проектов в Узбекистане.
- Дэвид, насколько нам известно, в этом году XP Group отмечает свое 20-летие. Расскажите подробнее о деятельности компании, которую вы возглавляете.
- XP Group - это французская нефтегазовая компания, специализирующаяся на реабилитации (повышение эффективности и увеличение добычи - прим. ред.) зрелых нефтяных и газовых месторождений. Мы инвестируем в эти активы, чтобы увеличить добычу и запасы, модернизировать производственную инфраструктуру и значительно сократить ее воздействие на окружающую среду.
Всего этого достигаем путем внедрения передовых технологий, расширения возможностей для местных сотрудников посредством обучения и наращивания их потенциала, а также применения цифровой трансформации для оптимизации операций.
За последние два десятилетия мы работали в Румынии, Украине, Венгрии, Ливии, Йемене, Ираке, Иордании и Туркменистане. Сегодня управляем и инвестируем в 28 нефтегазовых активов со штатом более тысячи сотрудников. В наши последние проекты инвестировали более 250 миллионов долларов, выполнили свыше 4250 внутрискважинных работ, завершили около 700 капитальных ремонтов скважин, пробурили 31 новую скважину и модернизировали около 50 производственных объектов. Эти инициативы привели к дополнительной добыче 21 миллиона баррелей нефти и газа на месторождениях, эксплуатацией которых мы занимаемся.
- В Узбекистане состоялось такое масштабное событие, как Энергетическая неделя, и проходит IV Ташкентский международный инвестиционный форум.
- Мы французская компания, поэтому особенно воодушевлены стратегическим партнерством, укрепившимся во время недавнего визита Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Париж. Его видение диверсификации и модернизации сферы создает уникальную возможность для XP Group внести значительный вклад в развитие энергетического сектора Узбекистана в долгосрочной перспективе.
В этом контексте мы ведем переговоры с АО «Узбекнефтегаз» об инвестировании в зрелые газовые месторождения. Наши цели - оказать содействие в увеличении внутренней добычи и запасов газа, модернизировать производственную инфраструктуру, декарбонизировать операции и создать возможности для квалифицированного трудоустройства путем внедрения проверенных международных технологий, которые повышают как эффективность, так и устойчивость проводимых операций.
- Какую стратегическую выгоду может получить Узбекистан от этого сотрудничества?
- Продолжительная история нефтегазовой промышленности Узбекистана говорит о том, что многие из ее активов уже достигли зрелости. Наш опыт в оптимизации таких месторождений в глобальном масштабе позволяет оказать содействие Узбекистану в продлении срока службы этих активов на устойчивой основе.
Ключевые преимущества включают в себя измеримое увеличение внутренней добычи газа с самого первого года эксплуатации, улучшенные показатели извлечения углеводородов и оптимизированную разработку месторождений в соответствии с передовой мировой практикой. Важно, что эти достижения будут сочетаться с сертифицированными улучшениями в области охраны окружающей среды, что обеспечит долгосрочную устойчивость.
Еще одним основным аспектом нашей бизнес-модели является стопроцентное местное содержание. Это означает, что мы нанимаем, обучаем и расширяем возможности местных команд в каждой стране, где работаем. А также стремимся поддержать создание Узбекско-Французского университета, который откроет двери в сентябре 2025 года в Ташкенте. С помощью нашего подразделения XP Upgreen, ориентированного на устойчивое развитие, хотим вдохновить следующее поколение, продемонстрировав, что операции по разведке и добыче углеводородов действительно могут быть более экологичными c ответственным подходом к процессам.
Кроме того, мы работаем над развитием деятельности местных поставщиков услуг и содействуем передаче технологий от международных партнеров к местным заинтересованным сторонам.
- Какие решения XP Group может предложить Узбекистану в сфере декарбонизации?
- Наше видение выходит за рамки фактического увеличения добычи. В XP Group мы глубоко привержены минимизации воздействия нефтегазовых операций на окружающую среду. Стремимся найти точный баланс между производительностью и устойчивостью, помогая операторам сокращать выбросы, сохраняя при этом операционное совершенство и соблюдая действующие законодательные нормы.
Опираясь на наш 20-летний опыт, предлагаем индивидуальные решения по декарбонизации, специально разработанные для операций по разведке и добыче углеводородов. Повышение энергоэффективности и сокращение выбросов всегда были неотъемлемой частью нашего подхода - не только потому, что это правильно, но и потому, что это имеет экономический смысл.
Как правило, после пяти лет инвестиций в зрелое месторождение мы сокращаем выбросы до 60 процентов, повышаем энергоэффективность на 50 процентов и сокращаем потребление пресной воды на 80 процентов. Такой опыт позволил нам создать отличительный послужной список в предоставлении экономически эффективных и практичных стратегий декарбонизации.
После вступления в силу Регламента ЕС по сокращению выбросов метана в энергетическом секторе в 2023 году мы расширили наше портфолио, включив в него услуги по соблюдению нормативных требований. Считаем, что нефтегазовые операции должны стать максимально устойчивыми, поэтому полны решимости стать ключевым игроком в этой трансформации в Узбекистане.
- Цифровые технологии значительно меняют энергетический сектор, приводя к большей эффективности и надежности. Какую роль будет играть цифровизация в вашей деятельности в Узбекистане?
- XP Group - это компания, взаимодействующая с большим объемом данных, в основе деятельности которой лежит цифровая трансформация. Работа со зрелыми месторождениями в Узбекистане, у многих из которых эксплуатационные данные копились десятилетиями, представляет в этом отношении большую возможность.
Наша модель включает оцифровку исторических данных, таких как журналы давления, сейсмические и буровые данные, отчеты об инцидентах, мониторинг в режиме реального времени и расширенную аналитику для более разумного и быстрого принятия решений.
Мы уже интегрируем искусственный интеллект в наши операционные процессы, например, в анализ кривой падения добычи, для улучшения прогнозирования производительности резервуара. В конечном счете цифровая экспертиза позволяет повышать показатели извлечения углеводородов и увеличивать стоимость активов за счет более адресных внутрискважинных работ, основанных на цифровых данных.
Юлия Резникова



