Президент Шавкат Мирзиёев 28 января 2022 года провел видеоселекторное совещание по вопросам развития школьного образования. Глава государства подчеркнул, что развитие школ является «вопросом жизни и смерти».
«Мы не имеем права затягивать реформы в этой сфере. Как бы ни было сложно, с сегодняшнего дня нам необходимо заложить прочный фундамент школьного образования. Направим все свое внимание и ресурсы. Этот путь будет сложным, но только он может решить все проблемы», - сказал лидер страны.
Отмечено, что улучшение деятельности школ должно быть задачей не только Министерства народного образования, но и всех министерств и ведомств, хокимиятов, научных организаций, интеллигенции, широкой общественности в целом.
В целях осуществления реформ на уровне районов, областей и республики объявлено о создании советов по реформированию школьного образования.
В каждом публичном обращении глава государства останавливается на вопросах воспитания молодежи. За последние пять лет система работы с подрастающим поколением преобразована, создана вертикаль по работе с молодыми людьми, приняты меры по обеспечению их занятости, содержательной организации досуга.
В этом плане большим подспорьем стало и постановление Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы работы с молодежью в махаллях» от 19 января 2022-го. Согласно документу, в целях внедрения новых механизмов управления работой с подрастающим поколением, решения проблем молодежи непосредственно в махаллях, а также дальнейшего повышения эффективности духовно-просветительской и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях введены должности лидера молодежи в каждом городке, селе, ауле, а также в каждой махалле.
Сегодня противостояние между геополитическими силами достигло своего апогея. И молодежь стала главным объектом негативного влияния. Поэтому много говорится о том, что существуют попытки изменить сознание нового поколения.
Что это значит? Посредством потоков информации в сети Интернет под видом приведения сознания молодежи к современному восприятию мира ведется и системная работа над «освобождением» молодых людей от национальных, социально-культурных и духовных ценностей. То есть такие ценности, как семья, родители, братья, сестры, родственники, родина, патриотизм и милосердие, некоторые стремятся отодвинуть на задний план, предпринимая усилия по продвижению понятий глобализма.
Традиционные средства массовой информации теряют свою значимость. Общественное мнение, в том числе взгляды молодежи, формирует интернет, а не телевидение, радио и газеты, как раньше. Самое худшее - в результате такого воздействия человек порой отрекается от родной земли и воспитавшего его народа, превращается в безучастного манкурта.
По этой причине у некоторых молодых людей формируются чуждые для наших ценностей идеи и понятия. Как быть в такой ситуации?
Как ветеран Министерства обороны Республики Узбекистан, офицер, многие годы прослуживший в сфере воспитания, хочу высказать свое мнение.
Прежде всего надо взять инициативу в свои руки, чтобы направить процессы эволюции сознания молодых людей в правильное русло. Для этого следует перейти к новым формам воспитания. В данном деле важно занять не столько оборонительную позицию, сколько наступательную и предупредительную.
Следуя принципу «Нет образования без воспитания, нет воспитания без образования», надо сформировать определенную систему в соответствии с возрастом учащейся молодежи - начальные классы, средние классы, старшие. А для этого - перейти к воспитанию методом «в составе коллектива и посредством коллектива», через привлечение детей к массовым мероприятиям под идеями патриотизма и верности национальным ценностям. То есть в ответ на стремительно проникающие к нам чуждые идеи, направленные на воспитание эгоистов и манкуртов, важно социализировать детей, вовлекая их в общественно значимую и полезную деятельность.
В социальном обществе каждый индивид имеет свои обязанности, что предполагает принесение пользы Родине, народу. Для этого каждая личность должна обладать соответствующими требованиям общества духовными ценностями и представлениями.
Через такую систему воспитания достигается цель социализации молодежи, когда каждый молодой человек строго придерживается взятых на себя обязательств на пути к достижению благих целей и задач, духовных ценностей. Проводимая массовая воспитательная работа будет дополнена нынешней системой, обогащаться за ее счет.
Привыкание учащихся с первого класса до выпускного учиться на основе своих обязательств, вытекающих из задач и требований общества, в будущем будет служить тому, чтобы каждый стал патриотом страны, активным членом общества.
Со стороны Центрального совета по делам ветеранов Министерства обороны Республики Узбекистан данная система была апробирована в нескольких общеобразовательных школах города Ташкента. Следует отметить, что учителя и родители одобрили проект, который оказывает положительное влияние на воспитание и успеваемость ребят.
Например, вручение директору специализированной средней общеобразовательной школы № 300 Сергелийского района столицы Нигоре Саидходжаевой почетного звания «Народный учитель Республики Узбекистан» - также яркое свидетельство высокой эффективности указанной выше системы.
Уверен, что ветераны Министерства обороны приложат все силы и будут принимать активное участие в выполнении задач, определенных в ходе видеоселекторного совещания под председательством главы государства в январе этого года, посвященного вопросам развития школьного образования, воспитанию юношей и девушек знающими, конкурентными, воспитанными в патриотическом духе членами общества.
Абубакир Наврузов.
Председатель Центрального совета по делам ветеранов
Министерства обороны Республики Узбекистан, полковник в отставке.