Передавая поколениям духовное богатство

    За многовековую историю региона народные промыслы и ремесла стали яркой и важной частью нашего богатого и разнообразного культурного наследия. Отечественное прикладное искусство и мастерство все более популярны как в стране, так и за ее пределами. Руководство страны оказывает сфере всяческую поддержку, создает новые возможности для восстановления традиционного производства национальных изделий и их широкого распространения, что способствует расширению рядов мастеров-ремесленников.

    Сказочной красоты цветы, кажется, источают нежный аромат, красные перцы словно обжигают руки, а райские птицы придают чаю неповторимый вкус… Убедиться в силе подлинных шедевров искусства может каждый, кто хотя бы раз держал в руках творения узбекистанских мастеров.

    Например, Абдулла Махмудов из махалли «Боги-Сурх» Ташкентской области более 30 лет занимается изготовлением попон, уздечек, упряжи и других атрибутов пастушеского и наезднического обихода. Изделия из кожи пользуются спросом у соотечественников, не мыслящих жизни без лошади. Особенно востребованы среди участников традиционных конноспортивных игр седла. Здесь важно все - и качество, и красота. Потому и доход достойный.

    Между тем создать седло - целое искусство. Для покупки сырья мастер-шорник выезжает в кишлаки, где есть потомственные кожевенники, занимающиеся этим видом работ давно и успешно. А. Махмудов не раз представлял свои работы в столице на республиканских сельскохозяйственных выставках и получал призы и подарки.

    Известный усто Саидмурод Саттаров приехал в Ташкентскую область из Самарканда. Он искусно вырезает фигурки животных и птиц из дерева. Каких только представителей фауны нет в его сундуке: бегущие джейраны и сайгаки, медведи и зайцы, орлы и голуби. По словам мастера, в домашней коллекции насчитывается более шестисот фигурок из дерева. Все они в разное время побывали на всякого рода экспозициях. Автор поделок также не раз награжден грамотами и памятными подарками.

    Оба ремесленника входят в Ассоциацию «Хунарманд» Ташкентской области и постоянно радуют окружающих результатами своего труда. Благодаря поддержке со стороны государства число таких мастеров в области постоянно увеличивается.

    - Когда в 2009 году в Ангрене было открыто городское отделение Ассоциации «Хунарманд», в него входили всего три ремесленника, - рассказывает директор информационной службы Ассоциации «Хунарманд» Нилуфар Хатамова. - Они первые поверили в такой профессиональный союз. Сегодня наши ряды расширились. В каждом из районов области действуют центры развития ремесленничества. Ассоциация объединила сотни женщин и молодых людей, вчерашних выпускников колледжей. Делаем большую ставку на юношей и девушек. Именно они завтра будут руководителями ремесленнических артелей и потенциальными работодателями.

    Благодаря тому, что со стороны государства ремесленничеству оказываются большое внимание и поддержка, эта профессия сегодня очень востребована. Так, Указом Президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» от 17 ноября 2017-го на местах созданы центры, призванные передавать национальные традиции и ценности народного ремесла подрастающему поколению, а для ремесленников выделены кредитные ресурсы на общую сумму 50 млн долларов по самой льготной ставке. За их счет в течение двух лет реализовано более 12,5 тысячи проектов на 403 млрд сумов. В 2019-м из Госбюджета выделено еще 50 млн долларов. За 2018-2021 годы реализовано 35 313 ремесленных проектов (из них 18 300, или 52 процента, женщинами). В общей сложности потрачено 1112,7 миллиарда сумов.

    Что дает ремесленнику членство в Ассоциации «Хунарманд»? Прежде всего защищенность. Если частный предприниматель работает в одиночку, то должен быть не только мастером, выпускающим конкурентоспособную продукцию, но и менеджером, изучающим рынок, а также бухгалтером и юристом одновременно, что не каждому под силу. Ассоциация сегодня многие из этих функций берет на себя, чем облегчает предпринимателю жизнь и дает возможность заниматься непосредственно работой. Более того, ее члены могут обучаться, участвовать в выставках, получать льготные кредиты. А главное, есть возможность выйти на международную арену в целях реализации своей продукции зарубежным покупателям. Всего этого достичь в одиночку непросто.

    В Ташкентской области широкий спектр видов ремесленнической деятельности. Развивается деревообработка, резьба по дереву. Изделия, с огромной любовью и профессионализмом выполненные умелыми руками мастеров, популярны далеко за пределами региона и даже страны. Мебель, кровати, столы, резные шкатулки не нуждаются в рекламе. Пример тому - опыт Шавката Юсупова, который известен не только своими работами, но и учениками. Он обучил полезному и доходному ремеслу более ста молодых людей.

    Популярны изделия художественного литья мастеров-стеклодувов из Уртачирчикского района - производят стеклянную посуду, вазы. Большим спросом у населения пользуются узорчатые трубы, ведра, домашняя утварь. Резьбой по ганчу занимаются в Бекабаде, Кибрае, Чиназе. Ювелирные изделия производят почти во всех районах области, ведь этот регион издревле считался богатым по добыче металла, а значит, и ювелиры трудились здесь не покладая рук.

    Немало среди предпринимателей, возрождающих национальные традиции, женщин. Они в большинстве своем занимаются швейным ремеслом. Шьют национальную одежду, платья из адраса и атласа, одеяла, скатерти, вышивают сюзане, вяжут, занимаются мехом, ковроткачеством. Сейчас возродился подзабытый некогда вид ремесленничества «курак» - шитье из лоскутов.

    Среди ремесленников есть люди пенсионного возраста - либо родоначальники, либо продолжатели династий, такие как гончар Назмиддин Низомов. В родном поселке его зовут Кулол-ака. Около сорока лет этот человек работает с глиной, из которой создает кувшины для воды, ляганы, касы, пиалы, вазы, статуэтки. Его ученики уже сами мастера гончарного дела.

    Другой выдающийся член Ассоциации «Хунарманд» - участник и победитель многих республиканских и международных выставок Гайрат Даминов. Сегодня он создает в своей мастерской художественный фарфор ручной лепки вместе с сыном Махмудом и учениками. «Великий шелковый путь», «Жемчужина Востока», «Навруз» - для каждого из этих уникальных чайных и столовых сервизов он разрабатывает оригинальную композицию. Его творческая фантазия также воплощена в изящных сувенирах, подсвечниках. В планах усто - начать применять наработки в процессе нанесения на изделия уникальные виды достопримечательностей Узбекистана, а также станций столичного метрополитена.

    В идеале фарфор представляет собой сочетание хрупкости, поразительной роскоши и нежной красоты. Как ни удивительно, основной темой росписи наших изделий, по словам мастера, стала не традиционная узбекская керамика, а сюзане. Из этого вида национального искусства перешли символика, контрастность цветов.

    Черпает вдохновение и в общении с природой родного края, которая круглый год радует богатством палитры и колористических сочетаний. Опыт и неугасимое воображение позволяют Гайрату Рахимджановичу запечатлевать прекрасные мгновения окружающего мира в фарфоре, который, бесспорно, является самой благородной керамикой. Но и внутри своей группы он имеет иерархию. Все зависит от того, как «поет» изделие: чем звонче и длиннее звук при постукивании, тем лучше. Ценный фарфор к тому же имеет идеальную белизну.

    Особенную эксклюзивность трудам придает и то, что он расписывает каждое творение вручную, отражая на изделии свои чувства и мысли. Благодаря этому фарфор способен долгие годы хранить тепло рук мастера, частичку его души. И если деколь и трафарет дают идеально вычерченное изображение, то в ручной росписи любой узор, лист, веточка различаются размером, насыщенностью цвета, как на живом кусте. Каждый раз усто делает разный забор красок, создавая что-то новое и неповторимое. Так, к примеру, родились на свет работы, навеянные гжельскими мотивами и обретшие совершенно иное, восточное звучание.

    Чтобы готовый шедевр не терял первозданной красоты, он проходит несколько этапов обжига. Отдельный цвет требует своей температуры и количества подходов. Г. Даминов обжигает работы до пяти раз при температуре 1350 градусов по Цельсию. Только после этого творение продолжает жизнь вне мастерской, пленяя взоры любителей красоты и ценителей истинного искусства - тех, кому хорошо знаком язык фарфора.

    Все члены Ассоциации «Хунарманд» имеют определенные льготы. Но главное - ремесленники возрождают свои национальные традиции, многие из которых находились в долгом забвении. А ведь такое творчество - это не только дело, приносящее доход, но еще и древнее искусство, также ждущее своего возрождения.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    Фото Музаффара Абдуллаева.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates