В свою очередь перед представителями парламента, депутатами местных Кенгашей поставлен ряд задач: довести до населения информацию об изменениях, происходящих в системе образования, о контроле за исполнением соответствующих правовых документов, об оказании практической помощи, в том числе с обращением к собственному опыту.
Высокое доверие, оказанное депутатам, возлагает на каждого большую ответственность.
Наряду со многими важными вопросами в повышении качества и эффективности образования в школе немаловажное значение имеет и усиление защиты прав и интересов учителей. Особое внимание уделено этому вопросу в принятом 24 сентября 2020 года Законе «Об образовании», где, в частности, определено признание обществом и государством статуса преподавателя. А также то, что права, честь, достоинство и деловая репутация педагогов находятся под защитой государства.
Вмешательство в профессиональную деятельность педагогических работников образовательных организаций, оказание влияния на правильную и объективную оценку знаний обучающихся, а также воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей не допускаются.
(Статья 45 «Статус педагогических работников и гарантии их деятельности» Закона «Об образовании»).
Вместе с тем укреплены такие важные права и интересы учителей, как требование ими создания необходимых условий для полноценной реализации профессиональной деятельности, бесплатное пользование услугами информационно-ресурсных центров учебного, научного и методического направлений, защита от вмешательства в профессиональную деятельность, проведение бесплатного медицинского обследования в государственных медучреждениях (для государственных образовательных учреждений и организаций).
Еще один немаловажный аспект. Запрещается привлечение педагогов к любой другой работе, не связанной с их должностными обязанностями. Ранее учителей использовали как рабочую силу, в основном для уборки территорий… В результате это сказалось на качестве образования, педагоги утратили авторитет. Более того, возросло число случаев, когда родители из-за необоснованных жалоб детей стали еще и обвинять учителей.
В годы преподавательской деятельности сам не раз был свидетелем подобных случаев. Но ведь и родители, и преподаватели преследуют одну цель - дать детям прочные знания и достойное воспитание.
Когда-то в селе самым авторитетным человеком был учитель. Проблемы или вопросы, требующие совета, не решались без его участия.
В законе определены также нормы, определяющие обязанности педагогов: должны уважать честь, достоинство и деловую репутацию участников образовательного процесса, качественно проводить учебные занятия, использовать информационно-коммуникационные технологии, передовые и инновационные методы обучения и воспитания, соблюдать требования устава и (или) иных учредительных документов, правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации, систематически повышать квалификацию, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Учителям при осуществлении педагогической деятельности запрещается совершать действия, противоречащие нормам морали и этики.
В целях дальнейшего совершенствования образовательно-воспитательной системы в стране, ускоренного развития сферы образования и науки принят Указ Президента о мерах по развитию сфер образования, воспитания и науки в новый период развития Узбекистана.
В документе отражены цели, направленные на решение насущных проблем в образовании, которые позволят показать результаты уже в ближайшие пять лет и определить уровень дальнейшего развития. В частности, намечено решение таких задач, как повышение авторитета и статуса учителя в обществе, пересмотр учебных программ и методик, тесная взаимосвязь школы со следующими этапами обучения, создание условий, способствующих освобождению учителей от излишней бюрократии и большей работе над собой и их стимулированию в педагогической деятельности, а также улучшение школьной инфраструктуры и духовной среды в образовательных учреждениях.
Главное - вносятся механизмы коренного изменения отношения и внимания к данному вопросу руководителей на местах, а также местных Кенгашей, повышение их ответственности и подотчетности.
Реализация обозначенных выше задач - важное руководство в достижении благих целей. Поэтому чувство сопричастности к преобразованиям в обществе и личный вклад в общее дело являются гражданским долгом каждого из нас.
Фирдавс Шарипов.
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.