Фото Музаффара Абдуллаева.

В последнее время в социальных сетях возросло число сообщений об инспекторах территориальных управлений Министерства транспорта, осуществляющих проверку качества пассажирских перевозок. Поскольку управление контроля перевозок входит в состав департамента развития автомобильного и речного транспорта, некоторые водители в социальных сетях возмущаются по поводу того, что «речники» принялись проверять у них лицензии и состояние машин.

В связи с этим в беседе с журналистами начальник департамента развития автомобильного и речного транспорта Министерства транспорта Узбекистана Руслан Рузметов объяснил, что инспекторы проводят совместные с ГУБДД МВД рейды в целях укрепления безопасности дорожного движения, повышения качества обслуживания. При этом факт составления административного протокола не должен вызывать негативную реакцию водителя автобуса или такси, так как протокол сам по себе еще не является основанием для взимания штрафа. Решение принимается в суде, где сторона автопредприятия и водитель могут доказать свою правоту.

Правовую базу полномочий инспекторов обеспечивает постановление Кабинета Министров «О реализации мер по дальнейшему совершенствованию системы транспортного обслуживания населения и пассажирского автобусного сообщения в городах и селах» от 25 апреля 2017 года. Документом установлено, что «протоколы об административных правонарушениях в сфере автомобильных перевозок, предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 144 (безбилетный проезд), частью второй статьи 145 (безбилетный провоз пассажиров), статьями 1461 (невыполнение перевозчиком установленной законом обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности), 165 (занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов), 1763 (занятие деятельностью по перевозке пассажиров автомобильным транспортом без лицензии), частью первой статьи 1764 (нарушение требований по оснащению такси едиными опознавательными знаками в части выпуска на линию такси, не оснащенных едиными опознавательными знаками или оснащенных ими с нарушением установленных требований), статьей 198 (невыполнение законных требований или воспрепятствование выполнению служебных обязанностей представителя власти) Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, составляются инспекторами Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и города Ташкента».

Помимо этого, постановлением Кабинета Министров «Об организационных мерах по совершенствованию системы управления автомобильным транспортом в Республике Узбекистан» от 9 июня 2018 года Минтрансу поставлена задача организовать совместно с МВД постоянно действующие мобильные группы из числа инспекторов территориальных управлений безопасности дорожного движения и Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и города Ташкента для проведения регулярных совместных рейдов на предмет соблюдения перевозчиками требований в части обеспечения безопасности при перевозке пассажиров, выполнения условий тендерных контрактов и перевозки грузов.

На брифинге обоснованно поднимался вопрос, кто будет нести ответственность за совершение аварии автомобилями, если в качестве основной причины окажется плохое качество дорожного покрытия? Ответ был следующим: если дорожно-транспортное происшествие произошло из-за неисправностей на дороге, водитель имеет право обратиться в суд в установленном порядке. В таких случаях обращение изучается инспекцией по контролю за качеством дорожно- строительных работ при Министерстве транспорта и выдается заключение.

При составлении заключения о неисправности дороги указывается, что ущерб в ДТП возмещается организацией, на балансе которой дорога, где произошло происшествие. Согласно статье 17 Закона «Об автомобильных дорогах», участники дорожного движения имеют право в установленном порядке взыскать ущерб, причиненный неисправностями на дороге.

На вопрос, могут ли лица с инвалидностью получить лицензию на работу в режиме такси, был дан следующий ответ: таким лицам следует доказать, что на тот момент состояние их здоровья не препятствует управлению автомобилем, есть водительское удостоверение и опыт работы. Тогда они будут лицензированы на общих основаниях.

Журналистам также предоставлена информация по совместным рейдам инспекторов Минтранса и ГУБДД МВД, которые проводятся согласно планам, составляемым в начале каждого календарного года. Были приведены данные об эффективности этих рейдов, начатых в августе 2017-го. Так, за 2017 год проведены 4270 рейдов, оформлены 13 904 протокола, согласно которым с нарушителей взысканы 1 млрд 088,2 млн сумов. В 2018 году проведены 15 557 рейдов, оформлены 56 396 протоколов, взыскано штрафов на 18 млрд 427,4 млн сумов. В 2019 году состоялись 60 442 рейда, взыскано штрафов на 24 млрд 844,3 млн сумов, а в 2020-м - 46 974 рейда, взыскано штрафов на 16 млрд 707 млн сумов.

При этом на брифинге сделан акцент на том, что задача проверок инспекторов Минтранса не штрафование водителей транспортных средств, а оказание им помощи в переведении работы в законное русло.

Здесь следует учитывать и то, что с 2017-го в Узбекистане возросло количество автопредприятий, занимающихся деятельностью по перевозкам пассажиров. В том году их было 5049, на сегодня - 6847. То есть прирост составил 35 процентов. Увеличилось и число автомобилей с 96 335 в 2017 году до 126 085 на сегодня.

Количество водителей частных легковых авто, желающих заниматься частным извозом на законных основаниях, тоже выросло. Если в 2017 году число обладателей - лицензий на право пассажирских перевозок составляло 48 632 человека, то на 1 марта 2021-го их уже 86 564.

***

Год за годом в водительской среде растет понимание того, что проще и правильнее оформить лицензию и законно выполнять грузовые либо пассажирские перевозки на дорогах Узбекистана, своевременно оплачивать положенные выплаты, проводить техосмотры автомобилей, оформлять страховку, чем опасаться встречи с инспектором Минтранса. Ведь основные задачи Министерства транспорта - создание надлежащих условий для обеспечения регулярных безопасных пассажирских перевозок с соблюдением культуры обслуживания, а также недопущение разного рода аварийных ситуаций на дорогах при перевозке людей или грузов.

Аблай Камалов.
«Правда Востока».

При содействии пресс-службы Министерства транспорта Республики Узбекистан.