Переход к клиентоориентированному государству

    Мнение 10 января 2022 387

    С конца ХХ века во всех странах мира наблюдается существенное изменение облика государства. Лучшие управленческие решения и модели бизнеса начинают активно использоваться в системе государственного управления стран Востока и Запада. Эти административные реформы названы «менеджериальными» и основаны на изменениях отношений между гражданами и органами управления.

    Одним из направлений этих реформ является переход к клиентоориентированному государству, сущность которого заключается в ориентации чиновника на потребности гражданина. Именно поэтому предоставление государственных услуг становится в этой модели ключевой функцией государства. Основные преобразования внутри государства касаются этой сферы: разрабатываются стандарты государственных услуг, внедряются новые формы оказания услуг - интерактивные электронные услуги, создается и расширяется система электронного правительства (E-government).

    Государственное управление в традиционном смысле теряет свою иерархическую парадигму и постепенно преобразуется в партнерские отношения граждан и структур гражданского общества с государством. Госуправление в таком случае становится продуктом сотрудничества государственных и негосударственных институтов. В этой модели главным смыслом деятельности чиновника должно стать предоставление услуг в соответствии со стандартами и регламентами, а также ориентация на результат работы чиновника.

    Эта модель государственного управления внедряется во всех странах мира в последние десятилетия, имея в каждом конкретном случае свои особенности: в скандинавских странах акцент делается на доверии граждан своему государству; в странах континентальной Европы в силу сильной традиции государственной службы реализуются более консервативные модели отношений государства и граждан; в странах Британского содружества - принципы нового госуправления реализованы в полной мере.

    Следует подчеркнуть, что в Узбекистане в государственном управлении элементы этой модели начали использоваться несколько лет назад. Создана система электронного правительства, количество госуслуг, оказываемых по принципу «одно окно» через Единый портал интерактивных государственных услуг, растет год от года, через Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции проводится единая государственная политика в сфере оказания госуслуг.

    Для реализации принципов и механизмов этой модели госуправления уже принят ряд законов, таких как «О государственно-частном партнерстве», «Об общественном контроле», «О государственных закупках», «Об электронном правительстве». Все эти нормативные акты создают хорошую правовую основу для проведения реформы государственного управления в Узбекистане.

    В заключение следует сказать, что одной из возможных причин и необходимостей реформировать государственную службу является глобальная пандемия, которая нарушила порядок работы во многих сферах госуправления и потребовала гибкого подхода к принятию решений и ускоренной разработки услуг.

    Научное сообщество убеждено, что наша административная реформа должна проводиться в тесном взаимодействии с разработкой информационных систем, используемых в государственном управлении.

    Л. Исхакова.
    Ведущий научный сотрудник Института государства и права Академии наук Узбекистана.