Следует отметить, что система здравоохранения Узбекистана в основном сосредоточена в государственном секторе, который в свою очередь делится на три уровня - общенациональный (республиканский), областной и местный. Последний состоит из районов или городов. Частный сектор все еще представляет небольшую часть системы, и в основном это аптеки, частные медклиники и учреждения, занимающиеся производством и поставкой медикаментов или медицинского оборудования.
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан играет ключевую роль в организации, планировании и управлении системой здравоохранения страны. И поскольку в ней действует преимущественно интегрированная модель, при которой главным поставщиком услуг здравоохранения является государство, то практически все медицинские работники - государственные служащие.
Тем не менее в стране осуществляется работа, направленная на создание благоприятных условий для развития частной медицины, упорядочение деятельности частных медучреждений и совершенствование системы их лицензирования. Помимо прочего, частные клиники, кроме стоматологических и косметологических, до 1 января 2022 года освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.
В последние годы государственный сектор выделял существенную часть общих средств на здравоохранение. Частные издержки остаются значительными и в основном в форме (как официальных, так и неофициальных) личных платежей. Это имеет очевидные последствия для обеспечения равенства в финансировании и потреблении медицинских услуг. Дальнейшее увеличение доли государственных расходов на здравоохранение сделает возможным применение стратегий, которые обеспечат лучшую финансовую защиту населения. Сюда можно включить расширение базового пакета услуг и формирование социального пакета бесплатного медикаментозного обеспечения при амбулаторном лечении, как это практикуется в некоторых странах СНГ. Переход к механизмам, построенным на основе платежей пациентов за услуги, реализуемые в государственном секторе, возможно, потребует тщательного пересмотра, чтобы предотвратить непредусмотренные негативные последствия.
Пока остается актуальным вопрос нехватки врачей и специалистов в сельских и отдаленных районах. К тому же в зависимости от региона отличается состояние здоровья граждан, а также распределение государственных расходов на здравоохранение. Таким образом, необходимо создать механизмы контроля и преодоления этого неравенства.
Важным представляется обеспечить прозрачность сферы, в том числе за счет укрепления прав пациентов, более четкого фокуса на пользовательский опыт и высокой заработной платы для работников. Целенаправленные и хорошо продуманные инициативы приведут к обеспечению доступа, равенства, качества медицинской помощи, ее эффективности.
Соответствующая работа ведется в области повышения качества оказываемых медицинских услуг: предпринимаются усилия по совершенствованию протоколов лечения, пересмотру медицинского образования, непрерывному профессиональному развитию. Эти усилия необходимо активизировать с целью повышения качества медицинской помощи.
Наконец, обязательными являются инвестиции в информационные системы здравоохранения. Пока существует нехватка данных о функциональном состоянии, доступности и качестве медуслуг, об удовлетворенности пациентов. Решение этой проблемы могло бы помочь восполнить пробелы во многих областях, где необходимы более точные данные, и обеспечить лучшую основу для обоснованной политики здравоохранения.
За последние три года для реформирования системы здравоохранения принято более 160 нормативно-правовых документов. В результате во всех звеньях системы здравоохранения происходят важные изменения. Начиная с первичной медицинской помощи и заканчивая специализированными центрами везде внедряются новые технологии, широко применяются достижения мировой науки и медицины. Эти изменения предусмотрены Указом Президента «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года. Документом также утверждены Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы и Программа мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019-2021 годах.
Необходимо учитывать тот факт, что реформирование сферы здравоохранения всегда требует немало времени. Во многих странах этот процесс длился десятилетиями: во Франции - 60 лет, в Республике Корея - 40, в Турции - десять. В Узбекистане поставлена цель коренным образом реформировать здравоохранение к 2025 году.
Несмотря на усилия и всеобъемлющий охват служб охраны здоровья населения, принимаемые меры еще не дали полноценного результата. В Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020-го Президент Шавкат Мирзиёев особо отметил, что продолжение последовательной работы по реформированию отечественной медицины является одной из стратегических задач на ближайшие годы. В связи с этим глава государства предложил объявить 2021-й Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения.
В Послании народным избранникам лидер страны акцентировал внимание на конкретных направлениях коренного реформирования системы здравоохранения Узбекистана, которые требуют самого серьезного внимания со стороны государства и общества. Среди них - коренной пересмотр организации работ на уровне первичного звена; широкое внедрение здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи; поднятие на новый уровень системы медицинского обслуживания в сельской местности; продолжение работ по укреплению частного сектора в медицине, который смог бы показать свои результаты в нынешней сложной ситуации, вызванной пандемией; развитие телемедицины и налаживание системы в этом направлении между специализированными центрами республики и их филиалами в регионах; охрана материнства и детства и многое другое.
Сегодня в числе приоритетных задач здравоохранения - цифровизация и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий. Продолжается широкомасштабная работа по оказанию всесторонней помощи лицам с инвалидностью, внедрению системы «Электронное здравоохранение», обязательного медицинского страхования, по раннему выявлению и эффективной профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний.
Намеченные меры по совершенствованию системы здравоохранения иллюстрируют приоритеты социально-экономической политики Нового Узбекистана. Такой подход государства позволит модернизировать и укрепить сферу, а также заложить основы для ее долгосрочного развития. В конечном итоге будут снижаться риски для здоровья граждан, создаваться прочный фундамент их благополучной жизни.
Жамшид Шарипов.
Начальник отдела Центра «Стратегия развития».