В мероприятии приняли участие спикеры из России, Франции, Японии, Саудовской Аравии, Китая, а также представители международных организаций, которые поделились опытом развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в разных государствах.

Участники отметили, что в развитых странах уделяется большое внимание водородной энергетике как источнику альтернативной энергии. По прогнозам Bloomberg к 2045 году доля водородного топлива в мировой энергетике достигнет 24 %, стоимость водорода по отношению к природному газу понизится, размер внесенных в водородную сферу инвестиций достигнет 11 трлн долларов, а годовой объем торговли водородом составит 700 млрд долларов.

Узбекистан выбрал в качестве одного из приоритетов развития «зеленую» энергетику, - отметила заместитель министра инновационного развития Шахло Турдикулова. - К 2030 году в стране планируется построить солнечных и ветровых электростанций на 5 тысяч мегаватт и 3 тысячи мегаватт соответственно, доля которых составит более 25 % от общей установленной мощности генерирующих станций. Такой рост доли переменных генерирующих мощностей накладывает определенные требования на энергосистему по подготовке и созданию резервов, в качестве которых могут быть применены водородные технологии.

На конференции отмечено, что на базе Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова началась подготовка кадров в сфере водородной энергетики. Ведется разработка электронных учебных пособий для студентов.

Директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, профессор Булат Нигматуллин представил пример интеграционного пилотного проекта, который бы объединил страны ЦА и позволил бы сэкономить воду и газ, обеспечить энергетическую независимость.

- В Центральноазиатских странах наблюдается рост экономики. В связи с этим, по оценкам специалистов, должно произойти удвоение потребления электроэнергии в 2030 году, - отметил Булат Нигматуллин. - Для этого необходимо не просто говорить о количестве мегаватт, которые будут вырабатывать энергостанции в будущем, но и рассчитывать цену этой электроэнергии для конечных потребителей.

Эксперт подчеркнул, что комплексный проект системы развития энергосистемы Центральной Азии предусматривает экономическую эффективность ВИЭ, оптимизацию водоэнергетического режима, учет национальных и региональных сценариев.

Отмечено, что основным недостатком солнечной и ветряной энергетики является ее изменчивость и возникает необходимость ее возмещения из других источников. В качестве таких источников высоко оцениваются перспективы водородного газа. В связи с этим Министерством инновационного развития налажена практическая работа по приоритетному направлению «зеленого» водорода. Проводятся исследования по четырем проектам сферы с общей стоимостью 5,9 млрд сумов.