В этом смысле он рассматривается как обязательная составляющая системы управления, одной из важнейших частей которой является система внутреннего контроля.
Основу комплаенс-контролю в Республике Узбекистан положило совместное Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан «Об утверждении правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в коммерческих банках» за №2886 от 23.05.2017 г., где говорится о том, что коммерческие банки должны разработать внутренние правила, в которых должно отражаться обеспечение комплаенс-контроля, аудита и (или) функций по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, получения в случаях, необходимых для целей противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, сведений от филиалов и дочерних предприятий об их клиентах, счетах и операциях.
После вышеуказанного нормативно-правового акта в Узбекистане появляется должность комплаенс-юриста. Так, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих» за №795 от 04.10.2017г., классификатор был дополнен должностью комплаенс-юриста.
Сегодня известно более 140 видов комплаенса: антикоррупционный комплаенс, антифрод-комплаенс, антимонопольный комплаенс, налоговый комплаенс, финансовый комплаенс и другие.
Отдельно в законодательстве Республики Узбекистан нет определения комплаенс-офицеру в сфере ПОД/ФТ.
В то же время нельзя недооценить роль специалиста по комплаенсу в борьбе с отмыванием денег.
Рассмотрим, как работает данная система контроля. Сильная программа соответствия системе ПОД/ФТ начинается с того, что высшее руководство компании устанавливает стандарты для остальной части организации. Комплаенс-офицеры будут следовать тону, заданному корпоративными лидерами.
Это означает, что специалисты по комплаенсу должны досконально разбираться в своей организации и знать области, в которых могут возникнуть возможные нарушения нормативных требований.
Офицеры по комплаенсу несут ответственность за выполнение программы, которую необходимо четко сформулировать для каждого сотрудника. Такая культура соблюдения требований поможет побудить всех сотрудников к добросовестному поведению для достижения своих целей.
Офицер по комплаенсу обычно является главой отдела комплаенс.
К этой должности относятся менеджеры разных уровней и специалисты по комплаенсу, в зависимости от размера компании и ее корпоративной структуры.
Специалист по комплаенсу обеспечивает соблюдение компанией нормативных и юридических требований, а также внутренних политик и процедур.
Они также работают с менеджерами и персоналом, чтобы гарантировать, что учреждение должным образом управляет своими регуляторными рисками. Каждое учреждение устанавливает так называемый «аппетит к риску» - будет ли он низким или они будут готовы пойти на больший риск с клиентами.
Специалисты по комплаенсу поддерживают бизнес, следя за тем, чтобы все действия подпадали под действие соответствующих законов, нормативных актов и внутренних процедур. Старшие сотрудники по комплаенсу могут быть юристами или главными бухгалтерами.
В случае нарушения нормативных требований важно, чтобы сотрудник, отвечающий за соблюдение законов, сообщал о нарушениях в соответствии с их политиками, нормативными актами или законами. Они также должны принять меры, чтобы избежать подобных случаев в будущем.
Как правило, офицер по соблюдению нормативных требований подчиняется главному исполнительному директору и является одним из самых высокопоставленных членов управленческой команды. Некоторые учреждения называют эту должность главным сотрудником по борьбе с отмыванием денег. В обязанности такого сотрудника могут входить:
Обязанности в вопросах политики и процедур:
- Разработка и контроль системы мониторинга для предотвращения или решения юридических проблем, нарушений.
- Оценка и пересмотр системы управления
- Подготовка и внедрение политики компании в сфере ПОД/ФТ
- Разработка, пересмотр годового рабочего плана соответствия требованиям в сфере ПОД/ФТ
Обязанности в вопросах внутреннего контроля:
- Сотрудничество с юридической службой для выявления рисков ПОД/ФТ.
- Анализ работы кадров
- Консультации и тренинги в сфере ПОД/ФТ
- Предоставление рекомендаций, советов и / или учебных и образовательных программ
- Обеспечение стратегического руководства командой по соблюдению нормативных требований
- Подготовка и представление четких и кратких отчетов о соответствии руководству
- Координирование внутренней проверки соответствия
- Самостоятельное расследование вопросов, связанных с соблюдением нормативных требований
- Подготовка и внедрение политики компании в сфере ПОД/ФТ
- Оценка системы управления
Внешние обязательства:
- Изучение регуляторных изменений и передового опыта в области соблюдения нормативных требований
- Сотрудничество с регулирующими органами в проведении проверок, расследований и правоприменения
- При необходимости готовка отчетов для высшего руководства и внешних регулирующих органов.
Офицер по соблюдению нормативных требований подчиняется «главному офицеру» или старшему члену управленческой команды.
Обязанности по политике и процедурам:
- Внедрение и анализ программы комплаенс компании
- Создание внутреннего контроля и мониторинг за соблюдением требований
- Тренинги сотрудников правилам и отраслевым практикам в сфере ПОД/ФТ
- Решение проблем или вопросов по поводу соблюдения правовых норм
- Оценка политики / процедур на соответствие всем нормативным актам
- Проверка внутренней политики организации для предотвращения правонарушений.
Обязанности в сфере внутреннего контроля:
- Знание требований законодательства и мер борьбы с отмыванием денег
- Аудиторская деятельность
- Оценка бизнес-деятельности через призму комплаенс-риска
- Обеспечение планов на случай кризиса или нарушения нормативных требований
- Консультации по вопросам соблюдения нормативных требований в подразделении управления рисками организации.
- Наблюдение за обучением вновь нанятого персонала
- Проведение аудитов для выявления областей несоответствия и принятия решений
- Проверка добропорядочности клиентов.
Внешние обязательства:
- Содействие и поддержка внутренних и внешних аудиторов
- Сообщение о незаконной финансовой деятельности в соответствующие органы.
Для работы в этой области обычно требуется степень бакалавра в области бухгалтерского учета, экономики, права или любой другой бизнес-дисциплины. Некоторые из качеств, необходимых для успеха на работе, включают бухгалтерские, коммуникационные и IT-навыки:
Образование и обучение: степень бакалавра в области бухгалтерского учета, финансов, права, экономики или смежных бизнес-дисциплин.
Сертификаты соответствия: сертификат менеджера по соблюдению нормативных требований, сертификат специалиста по нормативно-правовому соответствию или сертификат специалиста по борьбе с отмыванием денег.
Предыдущий опыт: часто требуется опыт в инвестиционном проекте или финансовом менеджменте.
Бухгалтерский учет: сотрудники отдела комплаенс должны уметь анализировать финансовые записи для выявления несоответствий в счетах.
Коммуникации: офицер должен иметь возможность взаимодействовать с персоналом банка, чтобы сообщать о требованиях соответствия.
Информационные технологии: также необходимо знание и умение использовать инструменты и системы управления рисками для соблюдения внутренних процедур, а также внешних нормативных требований. Использование последних информационных технологий играет не последнюю роль в успешном мониторинге финансовой безопасности.
Подводя итог, можно отметить, что внедрение института комплаенс-офицеров в сфере противодействия отмыванию преступных доходов в Республике Узбекистан на сегодняшний день становится все более актуальной задачей.
Учитывая вышесказанное, руководителям подразделений комплаенс необходимо обеспечить реализацию ряда мероприятий, а именно:
- тесное взаимодействие с субъектами предпринимательства, например, если речь идет о контрагентах
- поэтапное внедрение и дальнейшее расширение полномочий комплаенс
- налаживание эффективного взаимодействия с государственными органами
- поддержка достаточного уровня соответствия, особенно в части ПОД/ФТ
- автоматизация процессов комплаенс в сфере ПОД/ФТ
- развитие новых навыков и повышение универсальности работников комплаенс в целях повышения их квалификации и взаимозаменяемости
- оптимизация внутренних процессов комплаенс, повышение мобильности.
Все вышесказанное должно положительно сказаться на процессах комплаенс и уровне соответствия организаций как внутренним, так и внешним требованиям.
Внедрение института комплаенс-офицеров ПОД/ФТ является важной частью криминологического предупреждения отмывания преступных денег и финансирования терроризма.
Фазилов Фарход Маратович
доктор философии по юридическим наукам (PhD),
доцент кафедры
«Уголовное право, криминология и противодействие коррупции»
Ташкентский государственный юридический университет