В этом смысле он рассматривается как обязательная составляющая системы управления, одной из важнейших частей которой является система внутреннего контроля.

Основу комплаенс-контролю в Республике Узбекистан положило совместное Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан «Об утверждении правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в коммерческих банках» за №2886 от 23.05.2017 г., где говорится о том, что коммерческие банки должны разработать внутренние правила, в которых должно отражаться обеспечение комплаенс-контроля, аудита и (или) функций по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, получения в случаях, необходимых для целей противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, сведений от филиалов и дочерних предприятий об их клиентах, счетах и операциях.

После вышеуказанного нормативно-правового акта в Узбекистане появляется должность комплаенс-юриста. Так, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих» за №795 от 04.10.2017г., классификатор был дополнен должностью комплаенс-юриста.

Сегодня известно более 140 видов комплаенса: антикоррупционный комплаенс, антифрод-комплаенс, антимонопольный комплаенс, налоговый комплаенс, финансовый комплаенс и другие.

Отдельно в законодательстве Республики Узбекистан нет определения комплаенс-офицеру в сфере ПОД/ФТ.

В то же время нельзя недооценить роль специалиста по комплаенсу в борьбе с отмыванием денег.

Рассмотрим, как работает данная система контроля. Сильная программа соответствия системе ПОД/ФТ начинается с того, что высшее руководство компании устанавливает стандарты для остальной части организации. Комплаенс-офицеры будут следовать тону, заданному корпоративными лидерами.

Это означает, что специалисты по комплаенсу должны досконально разбираться в своей организации и знать области, в которых могут возникнуть возможные нарушения нормативных требований.

Офицеры по комплаенсу несут ответственность за выполнение программы, которую необходимо четко сформулировать для каждого сотрудника. Такая культура соблюдения требований поможет побудить всех сотрудников к добросовестному поведению для достижения своих целей.

Офицер по комплаенсу обычно является главой отдела комплаенс. 

К этой должности относятся менеджеры разных уровней и специалисты по комплаенсу, в зависимости от размера компании и ее корпоративной структуры.

Специалист по комплаенсу обеспечивает соблюдение компанией нормативных и юридических требований, а также внутренних политик и процедур.

Они также работают с менеджерами и персоналом, чтобы гарантировать, что учреждение должным образом управляет своими регуляторными рисками. Каждое учреждение устанавливает так называемый «аппетит к риску» - будет ли он низким или они будут готовы пойти на больший риск с клиентами.

Специалисты по комплаенсу поддерживают бизнес, следя за тем, чтобы все действия подпадали под действие соответствующих законов, нормативных актов и внутренних процедур. Старшие сотрудники по комплаенсу могут быть юристами или главными бухгалтерами.

В случае нарушения нормативных требований важно, чтобы сотрудник, отвечающий за соблюдение законов, сообщал о нарушениях в соответствии с их политиками, нормативными актами или законами. Они также должны принять меры, чтобы избежать подобных случаев в будущем.

Как правило, офицер по соблюдению нормативных требований подчиняется главному исполнительному директору и является одним из самых высокопоставленных членов управленческой команды. Некоторые учреждения называют эту должность главным сотрудником по борьбе с отмыванием денег. В обязанности такого сотрудника могут входить:

Обязанности в вопросах политики и процедур:

  1. Разработка и контроль системы мониторинга для предотвращения или решения юридических проблем, нарушений.
  2. Оценка и пересмотр системы управления
  3. Подготовка и внедрение политики компании в сфере ПОД/ФТ
  4. Разработка, пересмотр годового рабочего плана соответствия требованиям в сфере ПОД/ФТ

Обязанности в вопросах внутреннего контроля:

  1. Сотрудничество с юридической службой для выявления рисков ПОД/ФТ.
  2. Анализ работы кадров
  3. Консультации и тренинги в сфере ПОД/ФТ
  4. Предоставление рекомендаций, советов и / или учебных и образовательных программ
  5. Обеспечение стратегического руководства командой по соблюдению нормативных требований
  6. Подготовка и представление четких и кратких отчетов о соответствии руководству
  7. Координирование внутренней проверки соответствия
  8. Самостоятельное расследование вопросов, связанных с соблюдением нормативных требований
  9. Подготовка и внедрение политики компании в сфере ПОД/ФТ
  10. Оценка системы управления

Внешние обязательства:

  1. Изучение регуляторных изменений и передового опыта в области соблюдения нормативных требований
  2. Сотрудничество с регулирующими органами в проведении проверок, расследований и правоприменения
  3. При необходимости готовка отчетов для высшего руководства и внешних регулирующих органов.

Офицер по соблюдению нормативных требований подчиняется «главному офицеру» или старшему члену управленческой команды.

Обязанности по политике и процедурам:

  1. Внедрение и анализ программы комплаенс компании
  2. Создание внутреннего контроля и мониторинг за соблюдением требований
  3. Тренинги сотрудников правилам и отраслевым практикам в сфере ПОД/ФТ
  4. Решение проблем или вопросов по поводу соблюдения правовых норм
  5. Оценка политики / процедур на соответствие всем нормативным актам
  6. Проверка внутренней политики организации для предотвращения правонарушений.

Обязанности в сфере внутреннего контроля:

  1. Знание требований законодательства и мер борьбы с отмыванием денег
  2. Аудиторская деятельность
  3. Оценка бизнес-деятельности через призму комплаенс-риска
  4. Обеспечение планов на случай кризиса или нарушения нормативных требований
  5. Консультации по вопросам соблюдения нормативных требований в подразделении управления рисками организации.
  6. Наблюдение за обучением вновь нанятого персонала
  7. Проведение аудитов для выявления областей несоответствия и принятия решений
  8. Проверка добропорядочности клиентов.

Внешние обязательства:

  1. Содействие и поддержка внутренних и внешних аудиторов
  2. Сообщение о незаконной финансовой деятельности в соответствующие органы.

Для работы в этой области обычно требуется степень бакалавра в области бухгалтерского учета, экономики, права или любой другой бизнес-дисциплины.  Некоторые из качеств, необходимых для успеха на работе, включают бухгалтерские, коммуникационные и IT-навыки:

Образование и обучение: степень бакалавра в области бухгалтерского учета, финансов, права, экономики или смежных бизнес-дисциплин.

Сертификаты соответствия: сертификат менеджера по соблюдению нормативных требований, сертификат специалиста по нормативно-правовому соответствию или сертификат специалиста по борьбе с отмыванием денег.

Предыдущий опыт: часто требуется опыт в инвестиционном проекте или финансовом менеджменте.

Бухгалтерский учет: сотрудники отдела комплаенс должны уметь анализировать финансовые записи для выявления несоответствий в счетах.

Коммуникации: офицер должен иметь возможность взаимодействовать с персоналом банка, чтобы сообщать о требованиях соответствия.

Информационные технологии: также необходимо знание и умение использовать инструменты и системы управления рисками для соблюдения внутренних процедур, а также внешних нормативных требований. Использование последних информационных технологий играет не последнюю роль в успешном мониторинге финансовой безопасности.

Подводя итог, можно отметить, что внедрение института комплаенс-офицеров в сфере противодействия отмыванию преступных доходов в Республике Узбекистан на сегодняшний день становится все более актуальной задачей.

Учитывая вышесказанное, руководителям подразделений комплаенс необходимо обеспечить реализацию ряда мероприятий, а именно:

  1. тесное взаимодействие с субъектами предпринимательства, например, если речь идет о контрагентах
  2. поэтапное внедрение и дальнейшее расширение полномочий комплаенс
  3. налаживание эффективного взаимодействия с государственными органами
  4. поддержка достаточного уровня соответствия, особенно в части ПОД/ФТ
  5. автоматизация процессов комплаенс в сфере ПОД/ФТ
  6. развитие новых навыков и повышение универсальности работников комплаенс в целях повышения их квалификации и взаимозаменяемости
  7. оптимизация внутренних процессов комплаенс, повышение мобильности.

Все вышесказанное должно положительно сказаться на процессах комплаенс и уровне соответствия организаций как внутренним, так и внешним требованиям.

Внедрение института комплаенс-офицеров ПОД/ФТ является важной частью криминологического предупреждения отмывания преступных денег и финансирования терроризма.

 

Фазилов Фарход Маратович

доктор философии по юридическим наукам (PhD),

доцент кафедры

«Уголовное право, криминология и противодействие коррупции»

Ташкентский государственный юридический университет