Фото Музаффара Абдуллаева. © Yuz.uz.

Сегодня изменились критерии и формы образования и воспитания молодого поколения. Знания и поток информации, оказывающие существенное влияние на мировоззрение общества, молодежь получает не только из семьи, образовательных учреждений, но и из СМИ, интернета и социальных сетей. И с этим нельзя не считаться.

Поэтому была разработана новая редакция Закона «Об образовании». 19 мая 2020 года усовершенствованный нормотворческий акт принят Законодательной палатой Олий Мажлиса, 7 августа одобрен на шестом пленарном заседании Сената и 23 сентября подписан Президентом.

Особенность обновленного закона состоит в том, что он направлен на тесную взаимосвязанность образования и воспитания. Впервые в нацио­нальном законодательстве даны официальные определения таким понятиям, как «образование» и «воспитание».

Образование - системный процесс, направленный на предоставление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков. Воспитание же направлено на всестороннее развитие молодого поколения на основе конкретного целевого и социально-исторического опыта, формирование сознания, духовно-нравственных ценностей и мировоззрения.

Единая и непрерывная система

Включает в себя Государственные образовательные стандарты и требования, учебные планы и программы; образовательные организации, реализующие их; организации, осуществляющие оценку качества образования; научно-педагогические учреждения, выполняющие исследовательскую работу, необходимую для обеспечения функционирования и развития сферы; органы государственного управления в профильной области, а также подведомственные им организации.

В новой редакции закона придается значение обеспечению содержательной последовательности дошкольного, общего среднего и среднего специального, профессионального, высшего, послевузовского образования, а также переподготовки и повышения квалификации кадров.

Должный подход к обучению

В утратившем силу Законе «Об образовании» были правила, относящиеся к системе профессиональных колледжей, которая не оправдала себя, оказалась неэффективной.

В новой редакции закона начальное профессиональное образование осуществляется в профессиональных школах для выпускников 9-х классов на основе двухлетних интегрированных учебных программ общеобразовательных и специальных предметов на дневной форме обучения на бесплатной основе. Среднее профессиональное образование осуществляется в колледжах на базе общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования на дневной, вечерней и заочной формах обучения продолжительностью до двух лет исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта. Среднее специальное профессиональное образование осуществляется в техникумах на базе общего среднего, среднего специального, начального профессионального и среднего профессионального образования на дневной, вечерней и заочной формах обучения продолжительностью не менее двух лет исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.

Граждане имеют право получать второе и последующее профессиональное образование на договорной основе. Подобные нормы закреплены и в отношении вопросов высшего и послевузовского образования.

Глава государства уделяет серьезное внимание вопросу повышения квалификации специалистов всех сфер на основе современных требований. В новом законе этому посвящена отдельная статья (13). Так, повышение квалификации кадров обеспечивает углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служит повышению категории, степени, разряда и должности кадров.

Традиционные и новые формы

В условиях COVID-19 к традиционным формам образования добавились новые. В перечне образование с отрывом (дневное) и без отрыва от производства (заочное, вечернее, дистанционное); дуальное; образование в семье и самообразование; инклюзивное и так далее.

Сегодня, учитывая эпидситуацию, во многих странах занятия проводятся дистанционно. В обновленном Законе Республики Узбекистан «Об образовании» тоже есть соответствующая статья (16), в которой значится: дистанционное образование направлено на получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с учебными планами и программами на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных технологий и всемирной информационной сети интернет.

Важная составляющая закона - гуманистический подход к упорядочению обучения и воспитания несовершеннолетних, детей-сирот, с физическими, умственными, сенсорными (чувствительными) или психическими нарушениями, детей, нуждающихся в социальной реабилитации. В частности, обучение и полное обеспечение детей-­сирот и лишенных родительской или опеки других законных представителей осуществляется за счет бюджетных средств.

Государство обеспечивает получение в инклюзивной форме бесплатного общего среднего, среднего специального, профессионального и внешкольного образования детям с физическими, умственными, сенсорными или психическими нарушениями в специализированных образовательных учреждениях. Организует специализированные образовательные учреждения для детей с вышеперечисленными нарушениями и нуждающихся в длительном лечении. Направление обучающихся в данные образовательные учреждения или отстранение от них осуществляется с разрешения родителей или других законных представителей согласно решению психолого-медико-­педагогической комиссии. Обучающиеся там будут находиться на государственном обеспечении.

Законом закреплены права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей, а также сторон, относящихся к юридическому рангу специалистов, работающих в образовательной сфере.

Немаловажный аспект

Закон предоставляет возможность расширения рабочих мест в государственных образовательных учреждениях для эффективного использования потенциала интеллектуальной собственности в науке и просвещении. Согласно требованиям нормативно-правовых документов в негосударственные образовательные организации будут внедрены меры по привлечению к работе педагогических кадров, имеющих высокий профессиональный опыт, и других кадров в целях создания необходимых условий для организации процесса.

Обучение по образовательным программам осуществляется согласно договору между обучающимся (или его родителями или другими законными представителями) и негосударственной образовательной организацией, где определены сроки обучения, условия оплаты, права и обязанности сторон и другое.

В современных условиях весьма значима и заметна роль науки и образования. В выступлении главы государства на торжественном мероприятии, посвященном Дню учителей и наставников, отмечена важность обеспечения тесной взаимозависимости образования и производства. В связи с этим заслуживает внимания то, что статья 36 Закона «Об образовании» посвящена вопросам экспериментальной и инновационной деятельности в области образования.

Отдельные главы нормативно-правового документа посвящены международному сотрудничеству в сфере образования, финансированию области, в том числе посредством инвестиций, а также вопросам ответственности за нарушение соответствующих направлений в законодательстве.

Новая редакция Закона «Об образовании», несомненно, весьма важный и своевременный шаг в социально-экономическом совершенствовании общества и государства. Служит обеспечению инновационного развития страны, а также воспитанию молодого поколения - строителей будущего, готовых созидать во имя Родины, на благо Нового Узбекистана.

Хожимурод Одилкориев.
Заведующий кафедрой Центра повышения квалификации
юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор.