Под контролем действенность процессов

    Страна в фокусе 5 августа 2020 701

    Сегодня вопросы обеспечения занятости и недопущения снижения доходов населения приобрели особую актуальность. Правительство и главный законодательный орган страны держат ситуацию под постоянным контролем. Так, рабочей группой Сената Олий Мажлиса изучено состояние исполнения законов, постановлений и программ, касающихся обеспечения занятости и социальной поддержки населения в системе Министерства занятости и трудовых отношений.

    Стоит отметить, что министерством и его структурами проведена определенная работа по исполнению законов, постановлений, программ, а также задач, обозначенных в соответствующем Положении. В частности, центры содействия занятости министерства, переведенные на систему обслуживания по принципу «Единое окно», в 2019-м оказали услуги 773,4 тысячи физических и юридических лиц.

    В прошлом году юридическими лицами организовано 797,9 тысячи новых рабочих мест. В этом направлении министерством проведена масштабная аналитическая и организационная работа. В целях обеспечения занятости населения при министерстве организованы моноцентры «Ишга мархамат» по профессиональному обучению безработных граждан и формированию у них навыков предпринимательства.

    Также по трудоустройству граждан за рубежом в 2018-2020 годах составлены соглашения с 64 работодателями и рекрутинговыми агентствами, налажено сотрудничество с 47 из них.

    Вместе с тем анализ показывает низкий уровень эффективности работы министерства, наличие ряда проблем и недостатков в системе. В частности, ключевым в деятельности ведомства, индикатором эффективности его функционирования можно назвать направление по сокращению безработицы путем трудоустройства граждан. Результаты анализа показывают, что в 2019 году трудоустроено лишь 46 процентов (357 тысяч) из 773 тысяч обратившихся.

    Определенное количество людей находит непостоянную работу в стране или за ее пределами. Учебные центры министерства не отвечают требованиям внутреннего, а особенно внешнего современного рынка труда. На самотек пущена работа по анализу масштабов безработицы в стране и мониторингу зарубежных рынков, где требуется рабочая сила.

    Не лучше обстоят дела и в текущем году: из обратившихся за четыре месяца 273 тысяч граждан трудоустроено всего 40 процентов (109 тысяч).

    Если обратиться к данным Госкомстата, то согласно им в 2019 году по республике юридическими лицами организовано 798 тысяч рабочих мест, но в то же время 433,3 тысячи сокращены за тот же период. Как это ни парадоксально, министерством не осуществлены программные мероприятия или работа по исправлению ситуации, поддержанию семей, оставшихся без источника дохода. При этом на министерство и его структуры возложена задача ежеквартально и систематически рассматривать эффективность исполнения мер по реализации территориальных и отраслевых программ обеспечения занятости населения, в частности по регулированию рынка труда и развитию социальной сферы.

    Кроме того, не ведется учет безработных граждан, обращающихся в министерство с просьбой о трудоустройстве, что в свою очередь не позволяет получить достоверную информацию о реальных масштабах безработицы в стране.

    Серьезные недостатки выявлены и в деятельности по направлению сокращения безработицы посредством стимулирования организации новых рабочих мест.

    В соответствии с постановлением Президента «О государственном заказе по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест в 2019 году» от 5 марта 2019-го намечена организация по республике всего 370 тысяч рабочих мест. Хотя в отчете отмечено, что в соответствии с государственным заказом таковых организовано 388,5 тысячи (или 105 процентов). На самом же деле по всем направлениям полное выполнение плана не обеспечено.

    В частности, по плану организации рабочих мест посредством реализации крупных проектов в отраслях министерств, ведомств и органов хозяйственного управления обеспечено 52 из 53,4 тысячи запланированных (97,4 процента). Согласно плану за счет социальных и других объектов, запускаемых на основе государственно-частного партнерства, должны появиться 13 787 (89,8 процента) рабочих мест, а организовано 12,4 тысячи. Из 23 662 рабочих мест, которые должны были появиться на базе не действующих, неэффективно используемых зданий и объектов незавершенного строительства, создано всего 17,7 тысячи. План выполнен на 74,9 процента.

    На 81,2 процента реализован и план организации рабочих мест за счет развития ремесленничества, а также в результате пропаганды и поддержки прикладного искусства. Намечено 37 262 рабочих места, а создано 30,3 тысячи.

    Всего на 50,5 процента реализован и план организации рабочих мест за счет кредитов коммерческих банков. Намечено 196 148 рабочих мест, на деле - 98,9 тысячи. Особенно низкие эти показатели по Ташкенту.

    В частности, государственный заказ по организации новых рабочих мест по недействующим, неэффективно используемым зданиям и объектам незавершенного строительства выполнен всего на 0,7 процента, по организации рабочих мест посредством выделения кредитов коммерческими банками - на 0,8 процента, по условиям государственно-частного партнерства - на 14,2 процента, за счет средств Государственного бюджета - на 20 процентов.

    Отмечается, что если в 2019-м по городу организовано 246 тысяч новых рабочих мест, а в течение года сокращено около 50 процентов по отношению к общему количеству рабочих мест, то как можно оценить тот факт, что в сферах, имеющих возможность создания гарантированных рабочих мест, организовано всего 8 процентов от запланированного, а созданные за счет кредитов банков не достигают и одного процента.

    В системе министерства имеются серьезные проблемы по обеспечению занятости молодежи, не сумевшей поступить в вузы по окончании средней школы, а также воспитанников домов «Мехрибонлик». Не ведется отчетность по выпускникам вузов и профессиональных колледжей. Не налажена системная работа по трудоустройству юношей и девушек, в частности в сельской местности, выпускников школ, вузов и средних специальных учебных заведений.

    Не отвечает современным требованиям и качество обучения населения профессиям и ремеслам.

    Отсутствует единый прозрачный механизм по профессиональной подготовке граждан на основе мониторинга зарубежных рынков труда, отбора на учебные курсы и направления на работу, гарантирования прав и интересов трудовых мигрантов в договорах, подписываемых с гражданами, отбывающими на работу за рубеж.

    Кроме того, нельзя назвать должным уровень использования возможностей трех фондов, находящихся в распоряжении министерства для осуществления основных целей и задач, то есть организации новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, финансовой поддержки безработных и их семей. В частности, допущены факты перерасхода или недорасхода средств фондов по соответствующим направлениям.

    Не на должном уровне и работа с обращениями граждан. Так, приходится тратить как минимум по 20 минут для того, чтобы связаться с центральным аппаратом министерства по телефону. Эта система также должна быть коренным образом реформирована, чтобы предоставить гражданам удобные условия для обращений.

    Учитывая озвученные негативные факты в работе министерства, должны быть сделаны соответствующие выводы. Так, на шестом пленарном заседании Сената, запланированном на 7 августа, вниманию сенаторов будет представлен проект постановления Сената с поручениями и рекомендациями по обеспечению эффективности деятельности министерства.

    Малика Кадирханова.
    Член Комитета по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates