В динамике развития

Малый бизнес и частное предпринимательство - одно из основных направлений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах. Этим документом преду­смотрено обеспечение надежной защиты прав и гарантий частной собственности, устранение всех преград и ограничений и создание благоприятной деловой среды для широкого развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

За годы реализации Стратегии действий было принято около двух тысяч законов, Указов и постановлений, направленных на поддержку развития этого сектора. Особое внимание уделялось обеспечению правовой защиты, устранению многочисленных административных барьеров для бизнеса, ограничению вмешательства в предпринимательскую деятельность. Были отменены 114 лицензий и разрешений, по 33 видам деятельности внедрен уведомительный порядок, упрощены процедуры получения разрешений и в среднем в два раза сокращены сроки их выдачи. Отменены лишние проверки, сняты ограничения, связанные с оборотом наличных денег, валюты и сырья.

В результате этих мер в стране улучшился бизнес-климат предпринимательской деятельности, что нашло отражение в международных рейтингах. Так, Всемирный банк в своем рейтинге последние годы систематически повышал позиции Узбекистана. В отчете Doing Business 2020 рейтинг Узбекистана улучшился на 7 позиций, обеспечив 69-е место, что позволило стране войти в список 20 лучших стран-реформаторов. Согласно Индексу экономической свободы, выпускаемому Heritage Foundation совместно с The Wall Street Journal, Узбекистан поднялся со 152-го в 2018 году на 108-е место в 2021-м. За четыре года рост составил 44 позиции.

Тем не менее малый бизнес - один из наиболее пострадавших секторов из-за ограничений, введенных в период пандемии. Согласно исследованию Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан, проведенному при поддержке ПРООН, наиболее пострадавшими оказались сферы предоставления услуг населению по проживанию (гостиничный бизнес) и питания. Наименее затронутые сектора - сельское, лесное и рыбное хозяйство: основная часть предприятий (78 процентов) не прекратила предпринимательскую деятельность, а увольнения практиковались редко благодаря активной поддержке со стороны государства в период пандемии.

Более эффективными мерами поддержки в этот период (по данным того же исследования) стали снижение процентных ставок по краткосрочным кредитам, платы за аренду государственных активов, социальных отчислений и налогов на трудовые доходы, НДС и акцизов, а также единовременные выплаты социальной помощи (по пять миллионов сумов) наемным работникам компаний. К сравнительно менее результативным мерам были отнесены кредитные и налоговые каникулы, продление государственных гарантий, защита от импорта путем повышения таможенных тарифов и налоговые каникулы для наемных работников.

Несмотря на испытанные сложности, благодаря своевременной поддержке по мере отмены ограничений малый бизнес стал показывать нарастающую динамику развития. Так, после спадов экономической активности в апреле и июле прошлого года Индекс деловой активности демонстрирует поступательный рост. К примеру, в феврале текущего года на 9,9 процента - по сравнению с январем и на 3,4 процента - по сравнению с февралем прошлого года. В июле этот индекс вырос на 25,1 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В целом, несмотря на сложности, испытанные этим сектором во время пандемии, малый бизнес и частное предпринимательство демонстрируют впечатляющие темпы развития. Так, если в 2016 году число зарегистрированных малых предприятий составляло 278 тысяч, то в 2021-м - 503 тысячи. Если из них в 2016 году активно действовали 258 тысяч, то в 2021-м - 475 тысяч. В 2016 году число вновь созданных предприятий составляло около 28 тысяч, в 2021-м - 95 тысяч. Как отметил Президент в ходе встречи с представителями бизнеса, число предпринимателей за последние пять лет почти утроилось и в настоящий момент составляет 1,5 млн человек, на предприятиях этого сектора работают около пяти миллионов человек.

Как показывают обращения предпринимателей, поступившие в ходе подготовки данной встречи Президента с бизнес-кругами, в стране еще сохраняется ряд проблем, препятствующих эффективной деятельности предпринимателей и развитию данного сектора экономики. Это вопросы финансирования и кредитования бизнеса, налого­обложения, выделения земли, доступности инфраструктуры, получения лицензий и разрешений и другие - как частного, так и системного характера.

Исходя из обращений и предложений предпринимателей Президент на встрече обозначил семь важных направлений дальнейшей работы по решению проблем, препятствующих полноценной и эффективной деятельности бизнеса. Первое направление касается вопросов финансирования, второе - совершенствования налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на бизнес, третье связано с порядком предоставления земель, четвертое - с развитием необходимой инфраструктуры, пятое предусматривает поддержку экспортеров, шестое нацелено на транспортно-логистическую сферу, седьмое направлено на упрощение процедур ведения бизнеса.

Доступность финансовых ресурсов

Судя по поступившим от предпринимателей обращениям к Президенту, наиболее актуальной проблемой для них (40 процентов) является доступность финансовых ресурсов.

С 1 января 2020 года процентные ставки по выдаваемым коммерческими банками кредитам в национальной валюте стали устанавливаться на уровне не ниже ставки рефинансирования Центрального банка, а с 1 января 2021-го коммерческим банкам предоставлено право самостоятельного определения процентных ставок. О положительном влиянии реформ в этой сфере свидетельствуют и оценки Всемирного банка, согласно которым снижение инфляции позволило Центральному банку понизить основную ставку с 16 до 14 процентов.

Для поддержки малого бизнеса во время пандемии, на котором карантинные меры отрази­лись наиболее негативно, капитализация Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности была увеличена до 500 млрд сумов. Представителям бизнеса дополнительно выделялись средства на покрытие процентов по кредитам на три триллиона сумов, а предпринимателям с положительной кредитной историей предоставление поручительства увеличено с 50 до 75 процентов от суммы кредита. Верхняя граница суммы поручительства увеличена до 10 млрд сумов. Также были продлены сроки выполнения кредитных обязательств граждан и бизнеса, оказавшихся в сложной ситуации, по кредитам на 12 триллионов сумов.

Тем не менее ситуация с кредитованием бизнеса продолжает оставаться напряженной. Большое количество кредитов выдается под высокие проценты и на короткий срок, на невыгодных для предпринимателя условиях. Также кредиты в иностранной валюте создают им дополнительные расходы из-за роста курса. «Кредиты в иностранной валюте, выданные банками около 18 тысячам предпринимателей под 8-10 процентов годовых, приводят к дополнительным расходам из-за постоянного роста курса валюты», - отметил Президент.

Для облегчения условий кредитования бизнеса будут определены меры по увеличению капитала банков, что позволит предпринимателям получать долгосрочные кредиты в нацио­нальной валюте и дешевле текущих ставок, процентные ставки по кредиту будут снижены минимум на пять процентов. Для увеличения капитала в следующем году банки получат дополнительно 600 млн долларов от Фонда реконструкции и развития Республики Узбеки­стан на рыночных принципах. На международных финансовых рынках будут размещены евробонды в национальной валюте на пять триллионов сумов, а также созданы широкие возможности для вхождения на рынок Узбекистана зарубежных банков.

Еще одним важным нововведением станет внедрение системы кредитования предпринимателей в сумах независимо от валюты, в которой банки привлекают ресурсы. Для этого при Министерстве финансов будет создана Компания по управлению валютных рисков с филиалами в регионах. Кредиты предпринимателей в иностранной валюте на 1 млрд долларов будут переведены в национальную валюту. Эти меры позволят снизить процентные ставки по кредитам, а повышение курса доллара не вызовет дополнительных сложностей.

В выступлении Президента на встрече с предпринимателями также было отмечено, что только за последние два года страна вложила 500 млн долларов в развитие женского и молодежного предпринимательства. В 2019 году в Узбекистане внедрено гендерное финансирование для женщин. После обучения по специальной программе им выдаются кредиты на срок не менее трех лет с 6-месячным льготным периодом. Для гендерного кредитования ежегодно выделяется 100 млрд сумов. Не менее 50 процентов данных средств направляется на развитие бизнеса женщин, проживающих в сельской местности.

Принимаются также меры по обучению безработной молодежи предпринимательским навыкам и профессиям. На сегодня 18,9 тысячи молодых людей направлены на различные виды обучения. Материальная поддержка в этом плане оказана 6500 юношам и девушкам на 8,9 млрд сумов. Из Государственного фонда содействия занятости населения безработным, желающим открыть свое дело, предоставлены субсидии на госрегистрацию, оплату страховых полисов по кредитам в размере 2,1 млрд сумов.

Снижение налоговой нагрузки

Проведенная в последние годы реформа налогообложения позволила устранить диспропорции в налоговой нагрузке и избавить бизнес от административного давления. Снижены ставки по социальному налогу и налогу на доходы физических лиц до 12 процентов, отменены страховые взносы для граждан в размере 8 процентов. Также введен порог годового оборота, превышение которого приводит к переходу налогоплательщика на уплату НДС и налога на прибыль. В целом за последние три года количество налогов сокращено с 16 до 9. Ставки налога на имущество, подоходного налога и социального налога снижены в два раза.

Благодаря проведенной реформе значительно увеличилось количество налогоплательщиков, в частности, земельного налога с юридических лиц - в 37,9 раза, налога на пользование водными ресурсами - в 36,5 раза, НДС - в 17,3 раза, налога на прибыль - в 15,2 раза, акцизного налога - в 8,8 раза. Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов - в 1,9 раза.

Большое внимание уделялось налоговой поддержке бизнеса в период пандемии. Так, с 1 апреля до 1 октября 2020 года для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма социального налога была снижена до 50 процентов. С 1 апреля до 1 июля 2020-го приостановлена уплата туристского (гостиничного) сбора. Ставки налога за пользование водными ресурсами для орошения сельскохозяйственных угодий снижены в 2020 году на 50 процентов. Субъектам малого бизнеса, выручка которых сокращалась на 50 процентов, предоставлялось право отсрочки уплаты налогов с оборота, земельного налога, налога на имущество, социального и водного налогов. При этом проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства приостанавливалось до 1 января 2021 года.

Сохранятся налоговые льготы за предпринимателями, зарегистрированными в экономических зонах до принятия Закона «О специальных экономических зонах» в феврале 2020 года. Будет введен порядок возврата участникам специальных экономических зон суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в течение семи дней. При уплате налога на добавленную стоимость в рассрочку на 120 дней предпринимателям не станут начисляться проценты и не будет требоваться залог. Для предприятий по производству строительных материалов ставка налога за пользование недрами снизится в два раза.

Ввиду значительных негативных последствий пандемии для предприятий сферы услуг льготы, предоставленные им в 2020-м, будут продлены. До конца года 13 тысяч предприятий общественного питания освобождаются от уплаты земельного и налога на имущество. Их долги в размере 35 млрд сумов по прочим налогам продлены до конца этого года, а погашение кредитов будет отложено. Туристические компании и гостиницы освобождаются от туристических сборов сроком на 2 года. Кроме того, со следующего года вводится порядок возврата налога на добавленную стоимость без дополнительных документов, что в значительной степени облегчит предоставление отчетности для 14 тысяч предпринимателей.

Доступность землепользования

Второй по актуальности вопрос, поднятый предпринимателями, - доступ к земле и зданиям. По этому поводу на имя Президента поступило более четырех тысяч обращений (21 процент).

Действовавшие ранее механизмы земельных отношений не стимулировали повышение ее продуктивности, эффективное использование земельных ресурсов и их капитализацию. В ходе проводимых реформ этот вопрос начинает получать свое решение. Ранее было разрешено предоставление юридическим и физическим лицам во вторичную аренду земли сельскохозяйственного назначения. С 1 июля 2019 года юридические лица - резиденты Респуб­лики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им здания и сооружения, а граждане Узбекистана вправе приватизировать земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства.

16 августа этого года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка предоставления земельных участков и их пользования, а также системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра».

Глава государства отметил, что отныне объекты государственной собственности вместе с землей, на которой они расположены, будут продаваться с аукциона как единый имущественный комплекс, а предприниматели, купившие здание, также смогут владеть прилегающей к нему землей на праве частной собственности.

Проблемы развития инфраструктуры

Особое внимание станет уделяться обеспечению субъектов предпринимательства инфраструктурой. С 1 января 2022 года государство будет полностью отвечать за подведение электросетей, газопроводов, водоснабжения и дорожной инфраструктуры для проектов стоимостью 200 млрд сумов. Сегодня этот порядок распространяется только на проекты иностранных инвес­торов на сумму более 50 млн долларов.

В течение ближайших двух лет по всей стране планируется создать еще 200 промышленных зон, которые государство обеспечит инженерными коммуникациями и дорожной инфраструктурой. На эти цели в следующем году из бюджета будет выделено два триллиона сумов.

Поддержка экспорта

За годы реформ оказывалась активная поддержка экспорту. Общий его объем вырос в 2020 году по отношению к 2016-му на 25 процентов.

Основной проблемой большинства предприятий, занимающихся экспортом, является нехватка оборотных средств. Эта тема звучала в обращениях свыше 300 предпринимателей. Для решения данной проблемы в прошлом году создан Фонд по поддержке экспорта, налажены механизмы финансирования экспорта в размере до 1 млн долларов, которыми эффективно воспользовались 200 предприятий. Такие возможности значительно расширятся. Предприятиям, экспорт которых превышает 20 млн долларов в год, будут выделяться льготные кредиты до пяти млн долларов.

Предпринимателями в ходе диалога отмечено, что ввоз некоторых видов продукции из-за рубежа обходится бизнесу дешевле, чем их производство ввиду превышения ставки таможенной пошлины за импорт ввозимого сырья относительно готовой продукции. В связи с этим правительству поручено снизить ставки ввозных пошлин на сырье и полуфабрикаты.

Транспорт и логистика

Предприниматели в своих обращениях также отметили существующие сложности в области предоставления транспортно-логистических услуг, затрудняющие для них доступ к грузоперевозкам. Так, между внутренними и внешними железнодорожными тарифами существует большая разница, цены на международные перевозки значительно выше. При этом в ближайшие пять лет в железнодорожном секторе имеется потребность более чем в семи тысячах грузовых вагонов.

В связи с этим Президент поручил в течение двух месяцев пересмотреть железнодорожные тарифы. Так, действующие тарифы для предпринимателей на импорт сырья собственного производства должны быть не менее чем на 25 процентов дешевле. При этом Минис­терство транспорта со следующего года будет публиковать стоимость и состав каждой услуги.

В ходе обсуждения определено, что льготы на ввоз грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов продлеваются до 1 января 2025 года.

Упрощение процедур ведения бизнеса

В обращениях предпринимателей также нередко говорилось о сохраняющихся сложностях в процедурных вопросах ведения предпринимательской деятельности, приводились факты вмешательства должностных лиц в нее, нарушений установленного порядка с их стороны.

Президентом даны указания относительно сокращения вмешательства в коммерческую деятельность, по упрощению и облегчению процесса получения субсидий. В частности, до конца текущего года число лицензий и разрешений сократится как минимум на 30 процентов. Со следующего года прием заявок на получение субсидий станет осуществляться по принципу «единого окна», а число государственных учреждений, участвующих в этой процедуре, сократится в 2-3 раза. Оформление разрешительных документов для начала предпринимательской деятельности также будет проходить в онлайн-­режиме.

* * *

Те или иные формы и институты диалога бизнеса с государственными структурами весьма широко распространены в мире. Диалог с бизнесом, происходящий на разных уровнях власти, помогает определять и корректировать проводимую экономическую политику оптимальным образом, сочетая интересы бизнеса и государства, является важным фактором динамичного развития экономики, обеспечивающим также и рост благосостояния населения.

Конструктивный диалог Президента с предпринимателями был первым опытом такого рода в Узбекистане и уже успел показать свою эффективность с точки зрения оптимизации и корректировки проводимой экономической политики. По итогам встречи принято много важных решений по развитию бизнеса в стране, которые будут реализовываться в течение ближайшего года. Исходя из результативности данного мероприятия глава государства предложил проводить подобные диалоги традиционно и установить 20 августа в нашей стране Днем предпринимателей. Бесспорно, такой формат общения с бизнес-кругами будет способствовать более четкому и ясному формированию эффективной экономической политики на перспективу.

Обид Хакимов.
Директор Центра экономических исследований и реформ
при Администрации Президента Республики Узбекистан.