В Послании Олий Мажлису от 29 декабря прошлого года Президент подчеркнул: «Важнейшим периодом жизни ребенка является дошкольный возраст, когда развивается умственная деятельность, формируются нравственно-эстетические представления и физические качества». Вот почему стратегической целью в области развития дошкольного образования на ближайшие годы определено создание необходимых условий для полного охвата детей республики.
В текущем году проходит работа по увеличению охвата малышей дошкольным образованием до 65 процентов, а к концу 2023-го планируется охватить 75 процентов. За счет выделения из бюджета 600 миллиардов сумов субсидий создадут две тысячи негосударственных детских садов, а доля частного сектора в сфере возрастет до 25 процентов. Наряду с этим в 2021 году системой бесплатной подготовки к школе будут охвачены 560 тысяч (82 процента) детей в возрасте шести лет. Не останутся без внимания специализированные дошкольные организации.
Глава государства неоднократно подчеркивал, что внимание, оказываемое воспитанию подрастающего поколения, вклад всех средств и сил в повышение качества получаемых молодежью знаний служат повышению благосостояния народа и процветанию нации. Поэтому главной целью обозначено создание равных условий для всех детей независимо от их возможностей. С учетом этого в последние годы упор делается на совершенствование системы инклюзивного образования в дошкольных организациях.
Принцип инклюзивности предполагает обучение детей с ограниченными возможностями со сверстниками в обычной школе, что будет служить их социальному развитию. Инклюзивная система обучения гарантирует: ребенок, имеющий нарушения в развитии, может полноценно посещать занятия, получать знания, учиться читать и писать наравне с остальными. Так, в апреле 2019-го в Яккасарайском районе столицы прошло открытие детского сада № 369, ставшего первой ДОО комбинированного типа, которую могут посещать как здоровые воспитанники, так и дети с особыми потребностями.
Инклюзивное образование в современном обществе необходимо еще и потому, что в данный возрастной период психика ребенка готова к восприятию новой информации. Для реализации принципа инклюзии каждую группу в детском саду посещают обычно трое особенных детей, например, с нарушениями речи.
Обучающая программа специализированной ДОО представляет собой адаптированный вариант государственной учебной программы «Илк кадам» с добавлением ежедневных занятий с дефектологом. Здесь созданы необходимые условия для всестороннего развития личности. Есть кабинеты для индивидуальных и подгрупповых занятий по назначениям врача, действуют спортивный зал, бассейн, логопедический пункт.
Профильное ведомство с первых дней создания проводит масштабную работу в направлении инклюзии. Реализован крупный проект под названием «Имкон» в Нукусе. Его уникальность в том, что проект объединяет ДОО и полноценный реабилитационный центр, где дети, живущие в регионе Приаралья, могут одновременно получать и знания, и квалифицированную медицинскую помощь. МДО планирует расширять цепочку подобных учреждений и уже запланировало их строительство в Бухарской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях.
Очередной инициативой министерства в этом направлении стал запуск Программы оснащения государственных многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организаций (ГМСДОО) коррекционно-педагогическим и реабилитационным оборудованием. На первом этапе состоялась передача закупленного оборудования 17 ГМСДОО города Ташкента.
Дошкольное образование является отправной точкой системы непрерывного образования, цель которой - сформировать здорового и всесторонне развитого человека, раскрыть его способности, воспитать в нем желание учиться.
В целях создания благоприятных условий для обучения, воспитания, коррекции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья созданы ГМСДОО, внедрены новые типы специализированных ДОО. Со стороны руководства страны уделяется большое внимание детям с особыми образовательными потребностями, раскрытию их потенциала и социальной интеграции в современное сообщество, поэтапно реализуются принципы инклюзивного образования.
- При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно обладать не только знаниями, навыками и опытом, но и уметь чувствовать их душу, взаимодействовать на невербальном уровне, - говорит директор государственной многопрофильной специализированной ДОО № 560 столицы Д. Султанова. - Профессиональный наставник должен непременно знать особенности каждого воспитанника, видеть его уникальность, скрытый потенциал. В этом и заключается наша благородная миссия - найти подход и сформировать в ребенке личность.
Изучение деятельности специализированных дошкольных образовательных организаций показало, что во многих случаях коррекционно-педагогическая и реабилитационная помощь проводилась не в полном объеме и не соответствовала современным требованиям. Среди основных причин - устаревшая материально-техническая база и отсутствие необходимого оснащения. Сегодня система ДО переживает этап комплексных преобразований. В рамках реформ проводится комплексная работа по разработке и практической реализации единой государственной политики в области дошкольного образования, внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укреплению материально-технической базы и расширению сети ДОО, обеспечению их учебно-методическими, дидактическими материалами, повышению квалификации педагогов.
- Если у ребенка дошкольного возраста есть определенные нарушения в развитии, родителям приходится дополнительно организовать посещение реабилитационных мероприятий в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах, - говорит начальник управления по обеспечению здоровья, организации здорового питания и координации деятельности специализированных дошкольных образовательных организаций Министерства дошкольного образования У. Мухиддинова. - Однако более эффективным признается способ, когда ребенок получает помощь в едином учреждении, где в комплексе оказывается и коррекционно-педагогическая, и реабилитационная помощь.
Так, для обеспечения качества деятельности специализированных дошкольных образовательных организаций, оказания им всесторонней помощи начата реализация Программы оснащения ГМСДОО, инициированной Министерством дошкольного образования и финансируемой из Фонда развития дошкольного образования. В ее рамках 17 многопрофильных специализированных ДОО столицы получили необходимое современное оборудование, дидактические материалы, специальные игрушки и прочие принадлежности, которые сделают коррекционно-педагогические и реабилитационные процедуры максимально эффективными. В их числе - ортопедические тренажеры для развития навыков ходьбы у детей с ДЦП, неврологическими патологиями, повреждениями опорно-двигательного аппарата, сухие бассейны, заполненные цветными шариками, массажные коврики, гимнастические маты, помогающие расслабить мышцы ребенка, бизиборды, предназначенные для развития мелкой моторики у детей, имеющих двигательные, психические и речевые нарушения.
На последующих этапах планируется привлечение дополнительных средств для дооснащения государственных многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организаций города Ташкента и снабжения необходимым оборудованием ГМСДОО всех регионов республики. Ожидается, что 70 специализированных дошкольных образовательных организаций по всей стране получат поддержку в виде современного оснащения до конца года.
Евгения Юн.
«Правда Востока».
При содействии пресс-службы Министерства дошкольного образования.