Показатели качества отечественного образования отражены в национальных рейтингах

    Современная система образования и подготовки кадров отличается активным внедрением и применением передовых методик и инноваций. В учебном процессе начиная с детского сада ребенок сталкивается с постоянной необходимостью заниматься самосовершенствованием и самообразованием. К тому же нынешнее поколение учащихся призвано стать опорой завтрашнего дня. Именно поэтому в приоритет взято развитие в учебных заведениях ИКТ, привлечение в сферу молодых и перспективных педагогов, постоянное совершенствование учебной литературы и улучшение материально-технической базы.

    Так, в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной соответствующим Указом главы государства от 8 октября 2019-го, определены конкретные задачи по налаживанию интеграции науки, образования и производства, развитию человеческого капитала и повышению качества непрерывного образования. Кроме того, Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусмот­рена подготовка десяти сильных вузов с целью их включения в международные рейтинги QS и THE до 2026-го. Главной задачей обозначена разработка целевых программ для вузов исходя из их потенциала и особенностей.

    Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в этом направлении проводится масштабная работа. Так, на днях Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров и Минвузом был представлен Нацио­нальный рейтинг высших учебных заведений страны.

    Подобный рейтинг составляется с 2017 года и призван создавать в сфере здоровую конкурентную среду, что позволит поднять качество образования на более высокий уровень. Так, к настоящему времени уже разработана и взята под контроль программа мер по совершенствованию деятельности по подготовке кадров высших учебных заведений, налажен постоянный мониторинг деятельности по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и научных исследований, внедрен национальный опрос работодателей, ведется сотрудничество с экспертами Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), международного научного издательства (Elsevier) и престижных международных рейтинговых агентств (QS-Quacquarelli Symonds, THE-Times High Education).

    В результате согласно анализу основных показателей эффективности деятельности вузов научный потенциал за последние пять лет увеличился в среднем на 6,1 процента. В том числе возросла активность по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и исследований, а высшие учебные заведения увеличили доход от научно-исследовательской деятельности с 49,7 млрд сумов в 2017 году до 236,1 млрд сумов в 2021-м. Возросло число преподавателей с ученой степенью доктора наук (DSс) или званием профессора (2790) и со степенью кандидата наук (PhD) или званием доцента (9992).

    Положительные показатели роста непосредственно влияют на позиции отечественных вузов в международных рейтингах. Их результаты улучшаются с каждым годом. Так, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека вошел в топ-500 лучших вузов мира по предмету «Математика» согласно Quacquarelli Symonds World University Rankings. Еще десять отечественных вузов попали в список лучших азиатских университетов, опубликованный Times Higher Education. Кроме того, 30 наших вузов вошли в рейтинг The Impact Rankings, целью которого является оценка влияния высших учебных заведений на достижение ЦУР ООН.

    В ходе составления национального рейтинга проведена оценка знаний и компетенций выпускников на основе 20 индикаторов по четырем направлениям. Так, в общем списке ведущие позиции получили Нацио­нальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентский финансовый институт, Самаркандский государственный университет. Последние позиции в рейтинге заняли Термезский инженерно-технологический институт, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, Ферганский медицинский институт общественного здоровья, Термезский институт агротехнологий и инновационного развития и другие.

    В то же время по уровню научного потенциала ведущие позиции занимают Международная исламская академия Узбекистана, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентский государственный стоматологический институт, Ташкентский финансовый институт, Ташкентский педиатрический медицинский институт.

    По данным инспекции, за последний год выросло количество стран, откуда приглашаются профессора и преподаватели, а также иностранные студенты. Так, на сегодня преподавательскую деятельность в вузах страны ведут специалисты из 68 стран, в том числе из России, Казахстана, Кыргызстана, Южной Кореи, Беларуси. Большинство студентов приезжает на учебу в Узбекистан из Туркменистана, Пакистана, России, Индии, Казахстана.

    Для оценки качества знаний выпускников также проведено специальное анкетирование, в котором приняли участие респонденты из 5354 организаций. По его итогам наиболее положительную оценку работодателей получили выпускники НУУз, ТМА, УМЭД, СамГУ, ТФИ. А по показателю результативности интеграции образования, науки и производства, а также научно-­исследовательской работы лидируют Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова, Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий.

    Сейчас стоят важные задачи по повышению эффективности деятельности всех образовательных учреждений страны, укреп­лению их позиций в международных рейтингах. Так, с прошлого года в Узбекистане составляется рейтинг общеобразовательных учреждений в разрезе районов (городов) Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Посредством рейтинга в том числе оценивается деятельность хокимов и их консультантов по вопросам образования и воспитания. За прошедший год инспекция провела два исследования. Проанализирована деятельность 9954 школ, расположенных в 207 районах (городах) в 14 областях республики. При этом особое внимание уделено международному опыту проведения подобных исследований (Финляндия, США, Южная Корея, Россия). Так, определены восемь индикаторов по четырем направлениям, в том числе уровень знаний учащихся и показатель их поступления в вузы, владение иностранными языками; потенциал педагогов; духовно-просветительская и учебно-воспитательная среда в школах и многое другое.

    В рейтинге по регионам на самых высоких позициях оказались Бухарская, Навоий­ская и Хорезмская области, самые низкие позиции - у Сурхандарьинской, Кашкадарь­инской и Ташкентской областей. В рейтинге районов и городов в первую десятку вошли Навои и Бухара, Каган, Зарафшан, Хива, Ургенч и Газган, а также Жондорский, Каганский и Учкудукский районы. В конце списка значатся Букинский, Тахиаташский, Ташкентский, Тупраккалинский, Зафар­абадский районы, город Нурафшон, а также Учтепинский, Кибрайский, Камашинский, Юкоричирчикский районы. При анализе с точки зрения качественного состава учителей лидерами оказались Хорезмская, Наманганская и Бухарская области, а самый низкий показатель отмечен в Сурхандарь­инской, Кашкадарьинской и Самаркандской областях.

    При составлении рейтинга школ также был определен уровень читательской и математической грамотности учащихся на основании международных требований (изыскание охватило десять процентов от общего числа школ страны). Для этого случайным образом были отобраны и проверены на основе методологии международных исследований PISA и TALIS 985 учреждений, расположенных в 207 районах и городах страны. 88 из них находятся в городе, 827 - в районах и 70 - в отдаленных районах. Исследование сосредоточилось в основном на качестве образования в школах, а большая часть данных была сформирована с помощью изучения ситуации на местах.

    В ходе исследований 22 691 учащийся принял участие в контрольных работах по родному языку, 22 694 - по математике, 22 694 - по физике, а 20 763 учащихся и 30 072 учителя выступили в качестве респондентов в социальных опросах. На основе полученных результатов и обновленных критериев деятельность школ была оценена и проанализирована по семи показателям. Так, в контрольной работе по грамотности чтения 43 процента учеников продемонстрировали положительный результат. Также впервые в этом году в рейтинг были включены естественные предметы.

    Опросы, проведенные с учителями на основе вопросов исследования TALIS, дали возможность оценить профессиональную деятельность учителя. Так, педагоги предоставили информацию о своей профессиональной подготовке, педагогической деятельности, личном мнении и условиях обучения в школе. Результаты соцопроса переданы для изучения ответственным в сфере органам.

    По итогам проведенной работы сформированы соответствующие рекомендации по оказанию специальной методической помощи школам и регионам с низкими результатами, разработке «дорожных карт» по повышению качества образования в них и проведению ежеквартального мониторинга.

    Реформы в отечественной системе образования должны быть сфокусированы на таких вопросах, как формирование здоровой конкурентной среды, повышение качества образования, уровня знаний и педагогического мастерства учителей, обеспечение открытости и прозрачности в деятельности учебных заведений, что позволит решить существующие проблемы и избавить от недостатков.

    Система образования Нового Узбекистана находится на важном этапе развития и укрепляется благодаря реформам, инициированным главой государства. Следовательно, каждый шаг, который мы делаем сегодня, работа, которую проводим, должны быть направлены на развитие человеческого капитала, построение сильной системы подготовки кадров, что позволит обеспечить рост национальной экономики и повышение уровня благосостояния граждан.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates