2022-й в Узбекистане прошел под девизом «Год обеспечения интересов человека и развития махалли». 2023-й глава государства предложил назвать Годом заботы о человеке и качественного образования.

Подчеркнуто, что уходящий год был сложным, но, несмотря на пандемию, глубокий экономический, политический кризис и противоречия в мире, Узбекистану удалось добиться значительных успехов. Так, в экономической сфере впервые валовой внутренний продукт Узбекистана превысил 80 млрд долларов, привлечено восемь млрд прямых иностранных инвестиций, а экспорт достиг 19 млрд долларов.

Впервые в истории нашей страны в 2022-м повышены размеры пенсий и социальных пособий до уровня не ниже минимальных потребительских расходов. Если в 2017-м социальную помощь получали 500 тысяч малообеспеченных семей, то сегодня их более двух миллионов. Объем выделяемых средств увеличился в семь раз и достиг 11 трлн сумов в год.

За последние шесть лет построено около 300 тысяч квартир и индивидуальных жилых домов, что в десять раз больше, чем в предыдущий период. В школах дополнительно создано 500 тысяч ученических мест, а их общее количество составило 5 миллионов 300 тысяч.

Растет и международный авторитет Узбекистана - страны, которая становится одним из центров мировой политики. Так, в 2022-м в нашей республике прошли саммиты Шанхайской организации сотрудничества и Организации тюркских государств, а также десятки международных конференций высокого уровня.

В Послании особое внимание уделено вопросам конституционной реформы, работа над которой активно продолжается. На сегодня от граждан поступило более 220 тысяч предложений по внесению изменений в Основной закон. Проект новой Конституции будет вынесен на всенародный референдум.

В Послании также определены приоритеты проводимой политики по отдельным направлениям деятельности.

Реформа государственного управления

Предполагается переход от «ручного» управления к системному, нацеленному на конкретный результат, что повысит эффективность системы государственного управления и сделает ее более компактной.

В последние годы создавались новые министерства и ведомства для поддержки недостаточно конкурентоспособных и эффективных сфер и направлений. Благодаря такому подходу удалось добиться весомых результатов в дошкольном образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, в развитии махалли, привлечении инвестиций, оказании государственных услуг, государственно-­частном партнерстве. При этом в госаппарате накопилось много дублирующих функций, сложилась высокая централизация управления и раздулись штаты.

Количество министерств и ведомств сокращается с нынешних 61 до 28. Будет повышен политический статус каждого министра, а также его подотчетность перед Президентом, парламентом и общественностью. Поэтапно сокращается на 30-35 процентов численность государственных служащих, а сэкономленные средства намечено направлять на решение социальных вопросов. Будет определена коллективная ответственность профильного комитета, комиссии и депутатов парламента за эффективную организацию деятельности министра. На втором этапе административной реформы начиная со следующего года будет преобразована и система управления в регионах.

Города Самарканд и Наманган выделяются отдельными административно-территориальными единицами с наделением их статусом городов республиканского подчинения. Это обусловлено тем, что численность населения в каждом из них приближается к миллиону человек. В последние годы Самарканд превращается в мегаполис, международный центр туризма и бизнеса. Наманган стал региональным центром промышленности, предпринимательства, образования и культуры. Наделение новым статусом позволит этим городам стать в сжатые сроки важными центрами регионального экономического роста в стране.

Принцип «социального государства»

Поставлена цель построить Новый Узбекистан на основе принципа «социального государства», что означает создание в социуме равных возможностей для реализации потенциала граждан и необходимых условий для достойной жизни и сокращения бедности.

Одной из основных задач в 2023-м станет повышение качества школьного образования и авторитета учителей в обществе. В Президентских школах уже внедрена образовательная программа A-Level, одобренная в 130 странах. Со следующего года начнется кардинальное реформирование школьного образования на основе международных образовательных программ. Планируется построить 70 школ, 460 - расширить.

Если за последние шесть лет охват детей дошкольным образованием вырос с 27 до 70 процентов, то для достижения в ближайшие пять лет 80-процентного охвата необходимо создать в детских садах еще 600 тысяч новых мест. В связи с этим будет принята пятилетняя программа увеличения количества детских садов и кардинального улучшения качества воспитания и образования.

За последние годы количество вузов в стране увеличилось в 2,5 раза - до 198, а охват высшим образованием вырос с девяти до 38 процентов. Академическую и финансовую независимость получил 41 вуз. В будущем году ресурсы, выделяемые на льготные образовательные кредиты для студентов вузов, увеличатся вдвое и составят в целом 1,7 трлн сумов.

В 2022-м на развитие науки и инноваций направлено 1,5 трлн сумов, что почти в шесть раз больше, чем в 2017-м, а заработная плата ученых за это время увеличилась в 4,5 раза. Благодаря этому организовано 18 новых научных направлений.

В области здравоохранения повысится доступность для населения квалифицированных и качественных медицинских услуг, будет законодательно определен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, ускорится переход на государственное медицинское страхование. Такая система запускается в Ташкенте со следующего года, затем поэтапно - в других регионах.

Для приближения к населению первичного звена здравоохранения в 2023-м намечено создать еще 140 семейных врачебных пунктов и поликлиник, а в 520 труднодоступных и отдаленных махаллях - компактные медицинские пункты. Начинается реализация трехлетней программы по охране здоровья матери и ребенка, в рамках которой все родильные комплексы будут полностью отремонтированы и оснащены, а количество коек увеличится на 35 процентов. Также в 2023 году стартуют проекты по созданию радиологических центров в Самарканде, Фергане и Хорезме.

В целях улучшения условий жизни и преодоления бедности все государственные инвестиционные программы будут формироваться в разрезе СГМ. Для повышения самостоятельности сходов граждан в финансовом плане в рамках внедрения системы «Махаллинский бюджет» с 1 января нового года часть поступлений от налога на имущество и земельного налога будет оставаться в махаллях.

Для решения жилищной проблемы объем строительства нового жилья увеличится в 1,5 раза и достигнет 90 тысяч квартир и индивидуальных жилых домов. При этом продолжит действовать программа ипотечного кредитования на льготной основе.

Водное и сельское хозяйство

Внедряется прозрачная система учета воды, а в ближайшие три года намечено цифровизировать около 13 тысяч объектов водного хозяйства. На основе государственно-частного партнерства будет модернизировано и переведено на альтернативные источники энергии 16 крупных насосных станций.

Если ранее было передано 100 тысяч гектаров посевных площадей 400 тысячам дехкан, то в 2023-м населению намечено выделить еще 100 тысяч га орошаемых земель, за счет чего появится около 350 тысяч дехканских хозяйств. Государство продолжит поддерживать кооперацию, инфраструктуру малой и средней мощности для хранения, сортировки и переработки сельхозпродукции. Всего в следующем году на проекты по созданию в аграрном секторе цепочки высокой добавленной стоимости выделяется миллиард долларов.

Развитие рыночных отношений и поддержка бизнеса

Внедрение механизмов свободного рынка, обеспечение здоровой конкуренции, неприкосновенности частной собственности и поддержка предпринимательства, как подчеркнул Президент, эти вопросы должны занять особое место в Конституции.

В целях снижения экономического неравенства между регионами и для сбалансированного развития районов и городов они будут разделены на пять категорий. Исходя из этого предпринимателям станут выделяться субсидии, кредиты и компенсации. Налоговые ставки также будут дифференцированными.

За счет снижения с 1 января ставки налога на добавленную стоимость с 15 до 12 процентов в распоряжении предпринимателей будет оставаться не менее 14 трлн сумов в год.

Опросы показывают, что в разных ведомствах предприниматели продолжают сталкиваться с административным давлением. В 2023-м деятельность контролирующих, лицензирующих и разрешительных органов будет вновь критически рассмотрена.

Задачи энергетики

Продолжают сохраняться проблемы в энергоснабжении: за последние шесть лет население страны увеличилось на 13 процентов, количество промышленных предприятий удвоилось с 45 тысяч до 100 тысяч, соответственно потребность в электроэнергии выросла минимум на 35 процентов и продолжает расти. Для устойчивого развития экономики необходимо инвестировать в энергетику 25-30 млрд долларов.

За последние три года в энергетическую сферу направлено восемь млрд долларов прямых инвестиций. В 2022-м введено в строй семь электростанций мощностью 1,5 тысячи мегаватт. В 2023-м завершится строительство 11 крупных проектов мощностью 4,5 тысячи мегаватт, в числе которых солнечные и ветровые электростанции. Это позволит дополнительно вырабатывать 14 млрд киловатт электроэнергии и увеличить подачу электроэнергии в домохозяйства на 50 процентов.

Намечается расширить использование малых станций, работающих от возобновляемых источников энергии. В предстоящие три года во всех государственных организациях установят солнечные панели и коллекторы для горячей воды. В связи с этим планируется вложить инвестиции на два млрд долларов, за счет чего 60 процентов потребления электроэнергии и газа будет переведено на «зеленую» энергию. В районах и городах необходимо реализовать проекты по использованию возобновляемых источников энергии в домохозяйствах и на предприятиях общей мощностью 5-10 мегаватт.

Привлечение инвестиций и экспортные возможности

За последние шесть лет приток инвестиций в Узбекистан увеличился до уровня, превышающего 30 процентов ВВП. В следующем году будет привлечено около 30 млрд долларов инвестиций, из которых 25 - частные. Это позволит запустить свыше 300 проектов на восемь млрд долларов, начать реализацию 40 новых.

Путем их внедрения мощность Алмалыкского ГМК увеличится с нынешних 40 млн до 100 млн тонн. На месторождении «Пистали» в Навоийской области завершится строительство комплекса по переработке золотой руды мощностью четыре млн тонн. Это позволит в ближайшие пять лет увеличить производство меди в три раза, а золота - до 150 тонн в год.

В Послании также обозначена задача - увеличить в 2023-м экспорт готовой продукции на четыре млрд долларов. Благодаря начатой в этом году программе «Новый Узбекистан - страна конкурентоспособной продукции» за один год около двух тысяч предпринимателей впервые вышли на зарубежные рынки. А в следующем году практика компенсации экспортерам транспортных и иных расходов продолжится. Это позволит как минимум вдвое увеличить поставки текстиля, электротехники, кожевенно-­обувной и другой готовой продукции на европейские рынки. При этом в три раза будет сокращена действующая сейчас девятиэтапная процедура таможенного оформления при экспорте продукции. Объем экспорта в 2023-м впервые в истории Узбекистана превысит 23 млрд долларов.

* * *

Анализируя Послание Президента, можно быть уверенным: 2023 год станет прорывным в осуществлении реформ - задачи нацелены на решение самых сложных проблем и реализацию смелых преобразований.

Вопрос о реформе государственного управления, к примеру, появлялся в повестке дня еще в нулевые годы, но до сих пор не был эффективно решен. Ситуация в этих сферах изменилась, что будет способствовать эффективному реформированию органов государственного управления.

То же наблюдалось и в области построения «социального государства», хотя социальный приоритет был озвучен еще в девяностые годы. Однако социальная политика зависит от экономического развития, так как именно экономика генерирует доходы бюджета, которые могут быть использованы на социальные цели. Экономические успехи последних лет позволили аккумулировать достаточно средств в бюджете, чтобы перейти к формированию истинно «социального государства».

Приватизации государственных предприятий препятствовали недостаточная емкость внутреннего рынка, ограничивающая потенциал их развития в случае их передачи в частные руки, а также невысокий уровень накоплений у населения и отечественного бизнеса. В ходе реформ ситуация изменилась: емкость рынков выросла, созданы все необходимые условия для проведения приватизации, которая и начнется в следующем году.

Нет сомнений, что поставленные в Послании задачи в 2023 году будут успешно выполнены.

Обид Хакимов.
Директор Центра экономических исследований и реформ
при Администрации Президента Республики Узбекистан.