Послание Президента Олий Мажлису: экономический аспект

    Мнение 5 января 2021 846

    Народ Узбекистана смотрит в 2021 год с большим оптимизмом. Это особенно важно, поскольку в минувшем 2020-м в связи со всемирной пандемией коронавируса повсеместно наблюдались тревожные тенденции в социальной и экономической сферах. Практически во всех странах мира произошло значительное снижение объемов экономики, резко упали доходы населения. В условиях продолжающейся пандемии выход из кризиса становится первостепенной задачей, стоящей перед правительствами всех государств.

    Президент Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису 29 декабря четко обозначил важные социально-экономические задачи, стоящие перед руководством страны. Сокращение бедности и повышение благосостояния населения объявляются главными и стратегическими целями в 2021 году. Обеспечение высоких темпов экономического роста и создание равных возможностей для всех посредством глубоких структурных преобразований будут служить основой достижения поставленных целей в области просвещения, науки и культуры.

    В Обращении к парламенту Президент отметил, что в 2021-м и в последующие годы будет снижаться присутствие государства в экономике. В частности, число предприятий с государственным участием в ближайшие два года планируется сократить не менее чем в три раза. Для этого 32 крупных предприятия отраслей стратегического значения будут трансформированы. Перейдут в разряд негосударственных такие банки, как «Саноаткурилишбанк», «Асака банк», «Ипотека банк», «Алока банк», «Турон банк» и «Кишлок курилиш банк». Техническую и организационную помощь в этом процессе окажут привлекаемые из-за рубежа специалисты. Государство, отпуская госпредприятия в свободное плавание, избавится от «проблемных» активов, на которые в прошлом приходилось тратить огромные финансовые ресурсы. Такая порочная практика приводила к искажению цен, снижению качества предоставляемых товаров и услуг, неэффективному использованию ресурсов. Трансформация предприятий будет способствовать оздоровлению финансовой сферы, повышению эффективности и конкурентоспособности компаний.

    В Послании особо отмечена важность создания конкурентной среды на товарном и финансовом рынках, равных возможностей для доступа предпринимателей к сырьевым ресурсам. Планируется отмена монополии в сфере поставок газа, производстве ювелирных изделий, автомобильной промышленности. Эти и другие меры должны приучить монопольные компании вести более ответственную политику по отношению к покупателю, повышать качество товаров и оказываемых услуг. Известно, что сфера государственных закупок наиболее подвержена коррупционным взаимоотношениям. В целях усиления прозрачности совершаемых сделок все госзакупки будут находиться под общественным и парламентским контролем. Отменят 105 видов лицензий и разрешений, упростят процедуры получения 115 видов подобных документов

    Высокий экономический рост невозможен без ресурсов, особенно без источников электроэнергии. Так, в этом году запланирован запуск новых электростанций общей мощностью 760 мегаватт в Ташкентской, Навоийской, Самаркандской и Сурхандарьинской областях. В Кашкадарьинской области вступит в строй уникальный производственный комплекс стоимостью 3,6 млрд долларов и мощностью 1,5 млн тонн керосина, дизельного топлива и сжиженного газа в год.

    Макроэкономическая и особенно финансовая стабильность являются основой устойчивого экономического роста. Следовательно, Центральным банком и правительством страны выполняется задача по удержанию инфляции на уровне не более десяти процентов в рамках инфляционного таргетирования. Сама по себе эта задача представляется амбициозной для нашей страны, поскольку такой уровень инфляции прежде не достигался. Известно, что от инфляционных процессов в первую очередь больше всего страдают наименее защищенные слои населения. В связи с этим умеренная инфляция внесет стабильность в финансовый сектор, позволит оптимизировать доходы и расходы как государства, так и физических, и юридических лиц.

    В Послании Президент подчеркнул необходимость постепенной переориентации внешних заимствований в иностранной валюте в пользу национальной, что повысит полномочия национальных институтов и действенность их инструментариев. Также сократятся внешние заимствования под гарантию государства, а в инвестиционные и инфраструктурные проекты будет привлекаться больше частного капитала. Запускается механизм дальнейшей либерализации валютного рынка путем создания онлайн-платформы, где каждый участник сможет покупать валюту удаленно, без каких-либо ограничений по времени и других бюрократических проволочек.

    Повышение эффективности аграрного сектора и поддержка сельских жителей станут приоритетной задачей правительства в наступившем году. В частности, впервые в модернизацию сельского хозяйства, его цифровизацию, повышение плодородия земли, внедрение современных агротехнологий будет привлечено более 600 млн долларов в виде кредитов и грантов. В пять раз будут увеличены площади земель, где внедрены водосберегающие технологии.

    Намечается запуск нескольких проектов в сфере транспортного сообщения, которые позволили бы в кратчайшие сроки добираться из всех населенных пунктов до столицы, крупных городов и туристических центров. Внедряется практика частичной компенсации стоимости авиабилетов на внутренние авиарейсы по туристическим маршрутам. А количество высокоскоростных поездов увеличится еще на две единицы. Усилия по улучшении транспортного сообщения и повышение его доступности должны стимулировать внутренний туризм в Узбекистане.

    В 2021 году ожидается существенный рост экспортных возможностей Узбекистана. В частности, Еврокомиссия в досрочном порядке приняла решение о предоставлении республике статуса бенефициара Всеобщей системы преференций «GSP+». После утверждения принятого решения Европейским советом и Европейским парламентом отечественные производители и экспортеры смогут начать пользоваться односторонними тарифными преференциями (льготами) при экспорте своих товаров на европейский рынок. Статус страны-бенефициара «GSP+» даст возможность диверсификации и существенного роста экспортных поставок в ЕС и таким образом увеличит конкурентоспособность отечественных товаров на европейском рынке. Активизация работ по вступлению во Всемирную торговую организацию, получение статуса наблюдателя в Евразийском экономическом совете должны также дать положительный импульс в повышении экспортного потенциала Узбекистана.

    В целом реализация поставленных Президентом задач внесет динамизм в социально-экономическое развитие Узбекистана не только в 2021 году. Намеченный комплекс мер будет служить становлению Нового Узбекистана в течение ближайших десятилетий.

    Кахрамон Хакбердиев.
    Директор Научно-аналитического центра
    по исследованию развития стран Востока при ТГУВ,
    кандидат экономических наук.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates