Для нашей культуры змея - олицетворение опасности и связанного с ней страха, символ коварства и внезапного нападения. Однако так было не всегда. В далеком прошлом человек поклонялся змее, считал ее предком и покровительницей. Об этом неопровержимо свидетельствуют археологические находки.
Одно из таких доказательств, воплощенное в незаурядной художественной форме, - экспонат Государственного музея истории Узбекистана. Это амулет из хризолита в виде двух пятнистых змей, датирующийся концом II тысячелетия до нашей эры (эпоха бронзы).
Во время проведения земляных работ в кишлаке Сох Ферганской области в 1895 году творение безымянного древнего мастера было извлечено на свет и передано в Туркестанский кружок любителей археологии, откуда в 1899-м поступило в Ташкентский музей (ныне - ГМИ).
Художественные достоинства и культурная значимость находки сделали ее одной из жемчужин музейной коллекции. В 1986 году амулет экспонировался на выставке в Японии, в 2003-м побывал на вернисаже «Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры. С берегов Средиземного моря до Инда», состоявшемся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк, США).
Амулет создан уверенной и умелой рукой. Достаточно крупное изваяние выполнено в технике выпиливания с последующей полировкой поверхности. Две змеи изображены переплетенными в виде подковы. Дугообразная часть амулета служит его ручкой, - вероятно изображение участвовало в каких-то ритуальных процессиях.
Поверхность камня покрыта правильными спиралевидными рядами овальных углублений, частично заполненных гипсом. Пасти змей повернуты друг к другу и широко раскрыты, в небольшие ямочки для глаз, возможно, некогда были вставлены драгоценные камни. В отверстиях для зубов видны кристаллы белого кварца, но сами зубы, видимо, некогда из него изготовленные, не сохранились.
Уникальное изображение напоминает нам об одной из наиболее древних форм религиозных представлений - тотемизме (вера в существование сверхъестественной связи, родства с каким-либо животным или растением, иногда неодушевленным предметом либо даже явлением природы, которые рассматривались как покровители рода). Среди самых распространенных в древности тотемных животных как раз и была змея. Она олицетворяла доброе и злое начала.
Тюркский филолог и лексикограф Махмуд аль-Кашгари (XI век) в одном из своих трудов упоминает о существовании дня и года «илон» (что переводится как «змея»). Этот хищник считался хранителем рода, семьи, богатства, скота, зерна, воды, кладов и многого другого.
Также змея считалась покровительницей женщин и детей, особенно новорожденных. На верхней одежде ребенка долгое время изображалась извивающаяся пестрая змейка. Узор «илон изи» («след змеи») и сейчас распространен в вышивке, так как ему приписывают роль оберега. Любопытно и то, что в древнем и средневековом Хорезме непременной частью женских амулетов была раковина каури, которую древние соотечественники называли «илон боши» («змеиная голова»).
Наверное, каждому узбекистанцу знакомы черные с белыми крапинками бусы, служившие оберегом у народов Центральной Азии и сопредельных стран. Интересно, что они напоминают поверхность хранящегося в музее Сохского амулета.
Парные изображения змей встречаются в наскальных рисунках, на изделиях из камня, металла и глины, а также как орнаментальный мотив. В ювелирном искусстве известны серебряные браслеты с изображением змей, которые также представлены в музейной коллекции. Они были найдены в Чиназе, Сиджаке, Сайрам-су и других населенных пунктах Ташкентской области (территория средневековых государств Шаш и Илак в Х веке). Браслеты парные, массивные, утолщающиеся к середине и суживающиеся к концам.
Известна и другая форма браслетов: в виде пары свившихся змей с единым туловищем и головами, повернутыми в противоположные стороны. Парные изображения змей несли в себе сакральный смысл, связанный с представлениями о жизненной силе и плодородии. Серебряные браслеты, очевидно, служили в качестве оберегов. Несомкнутые украшения из серебра изготавливались в Узбекистане повсеместно от Хорезма до Ферганы вплоть до XX века.
В среднеазиатском изобразительном искусстве было распространено изображение крылатого коня-змея. Попадаются также конь-птица-змея («змеиный Пегас») и другие.
Крылатый дракон (птица-змея) встречался в резьбе по ганчу в декоративном убранстве дворца Варахши VIII века (Бухара). Зверь порой представал в образе фантастического существа Сенмурв с головой собаки, крыльями птицы, покрытого чешуей, иногда с рыбьим хвостом. Он олицетворял стихии мироздания: землю, воду, небо. Со временем этот образ трансформировался, ему на смену приходит Семург - гигантская сказочная птица счастья, восседавшая на дереве, увешанном плодами.
Вот такие любопытные и неожиданные параллели открывает нам древний Сохский талисман, покоривший мир после парижской выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей».
Лариса Левтеева.
Искусствовед.