Повышение эффективности правосудия - основная цель реформ

    Страна в фокусе 5 августа 2020 811

    Для любого современного правового государства, создающего и обеспечивающего гарантии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека, одним из основных элементов в государственном механизме является судебная власть, чье функционирование направлено на обеспечение законности и справедливости в обществе. Безусловно, для этого должны быть сформированы институциональные основы самой судебной власти, ее независимости и самостоятельности, что является одним из главных атрибутов создания надежной системы защиты.

    Вопросы демократизации судебно-правовой системы и обеспечение ее подлинной независимости явились предметом заслуженного внимания руководителя страны и были учтены при разработке Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Анализ содержания и направлений государственных программ позволяет сделать заключение о последовательно проводимых реформах в этой сфере. В их числе создание Высшего судейского совета Республики Узбекистан, изменение подхода к сроку полномочий и подготовке высококвалифицированных судей, объединение в единый орган Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, образование административных судов, комиссии по содействию в обеспечении независимости судебной власти при Олий Мажлисе, Высшей школы судей, расширение использования информационных технологий в деятельности судов.

    Все это позволило поднять на новый уровень защиту прав человека и усилить гарантии доступа к правосудию. Между тем развитие страны и общества, экономических отношений, интеграция в мировое сообщество, желание соответствовать требованиям времени и международным стандартам обозначают новые задачи и ориентиры в необходимости дальнейшего совершенствования деятельности судов и повышения эффективности правосудия.

    Глава государства дает конкретные установки по необходимости продолжения курса обеспечения независимости судебной власти в Узбекистане.

    «Должностным лицам государственных органов следует твердо уяснить себе: вопрос обеспечения независимости судов и впредь будет находиться под строгим личным контролем Президента», подчеркивается в Послании парламенту.

    На эти задачи было обращено внимание и на недавно (30 июня этого года) проведенном руководителем страны селекторе, посвященном вопросам следствия и правосудия. Когда речь идет о правах человека, время не терпит промедления. И свидетельством оперативного реагирования является принятый 24 июля 2020 года Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия».

    Данный Указ можно назвать поворотным, имеющим историческое значение, поскольку направлен на расширение доступа граждан к правосудию, повышение качества рассмотрения дел в судах, а также внедрение механизма реального обеспечения принципа равенства и состязательности сторон, обеспечение принятия в разумные сроки справедливых и законных судебных решений.

    В этих целях предусмотрено разрешение ряда задач, которые можно представить следующим образом.

    Первое. Структурные изменения в судебной системе. Изучение действующей структуры областных судов свидетельствует о существовании ряда трудностей в администрировании и организации работы судов, наличии волокиты вследствие отсутствия кворума судей для рассмотрения судебных дел, а также неэффективном использовании имеющихся ресурсов и средств для повышения качества и оперативности правосудия. В связи с этим обозначена задача по образованию на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским, уголовным делам, и экономических судов - судов общей юрисдикции: Суд Республики Каракалпакстан, областные суды, Ташкентский городской суд с сохранением специализации судей и образованием судебных коллегий по видам судопроизводства. С одной стороны, эта структура будет отображать структуру Верховного суда и обеспечивать единый подход к организации деятельности судов. Это позволит также более разумно подходить к организационно-техническому и материальному содержанию судов, а также к вопросам администрирования (управления) деятельности судов. С другой - создаст более удобные условия для населения в целях обеспечения доступа к правосудию, когда все виды специализации будут находиться в одном здании.

    Второе. Изменение структуры Верховного суда Республики Узбекистан. Надо отметить, что отсутствие в структуре Верховного суда специальных подразделений по вопросам законодательства, а также по взаимодействию со СМИ препятствует обеспечению эффективной реализации возложенных на него задач. А волокита и различные подходы при разрешении споров, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, препятствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в стране.

    Решению этих и других вопросов, направленных на обеспечение качества деятельности суда, повышение его эффективности и транспарентности, будет способствовать следующее: а) образование в структуре Верховного суда судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел о конкуренциях; б) введение должности руководителя аппарата Верховного суда с возложением задачи по организации и координации деятельности управлений и отделов Верховного суда; в) образование управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере; г) образование управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации (пресс-службы будут образованы и в структуре областных и приравненных к ним судов).

    Третье. Изменения процессуального характера, направленные на совершенствование судопроизводства. Здесь существуют такие проблемы, как дисбаланс прав и полномочий прокурора, суда и защитника в судебном процессе, что препятствует обеспечению состязательности сторон и нарушает основные принципы отправления правосудия. Усугубляет качество правосудия и порядок системы пересмотра судебных решений. Речь идет о надзорном производстве. Так, рост материалов в производстве Верховного суда вследствие упразднения надзорной инстанции в областных судах препятствует обеспечению индивидуального подхода к разрешению каждого дела и вынесению по нему справедливого решения. Принимая во внимание соотношение количества судей и дел, а также протяженность сроков пересмотра, сложно говорить об оперативности и качестве подобных пересмотров. В то же время это нарушает принцип правовой определенности и вызывает обоснованные сомнения в стабильности принимаемых судом решений.

    Каждая задача в этом направлении заслуживает отдельного внимания и одновременно является реагированием на замечания специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян. В этих целях будет осуществлено следующее: а) упразднение института надзорного производства; б) внедрение института предварительного слушания дела; в) создание системы последовательного пересмотра судебных решений с соблюдением институциональности (будет предусмотрена возможность рассмотрения дела после апелляционного порядка в кассационной инстанции. Судом кассационной инстанции определяется Верховный суд); г) прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям в случае отказа государственного обвинителя от обвинения; д) истребование прокурором из суда дела станет возможно лишь в случае обращения сторон; е) исключение участия прокурора по своей инициативе в судебном заседании при рассмотрении в судах гражданских и экономических дел, возбужденных по инициативе других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Итак, процесс реформирования судебно-правовой системы и обеспечения доступа к правосудию, повышения его эффективности - процесс не сиюминутный. И результаты будут достигнуты при условии комплексного подхода, где будут приняты во внимание как организационные, так и процессуальные вопросы. Важно осознание: достижение верховенства права возможно только в стране с сильной и независимой судебной властью.

    Умида Тухташева.
    Декан факультета «Уголовное правосудие»
    ТГЮУ, доктор юридических наук, профессор.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates