В целях обеспечения открытого и прямого диалога с предпринимателями, в том числе иностранными инвесторами, обеспечения практической и эффективной реализации их законных прав и интересов и решения их проблем, увеличения занятости населения и повышения его материального благосостояния Указом Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2019 года № УП-5718 «О мерах по коренному совершенствованию системы поддержки и защиты предпринимательской деятельности» созданы Приемные Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей.
Эффективная реализация задач, определенных в Указе, позволила Приемным Премьер-министра выявлять на начальном этапе и решать на месте проблемы предпринимателей и граждан, желающих заниматься этой деятельностью, а также стать ключевым барометром по определению социального настроения, успешности реформ и достижения намеченных целей. Дальнейшее развитие этой сферы позволит Узбекистану использовать механизм обратной связи и проводить реформы по принципу «снизу-вверх», а не «сверху-вниз».
На сегодня обращения предпринимателей принимаются через Приемные Премьер-министра, открытые в каждом регионе, Виртуальную приемную (единый интерактивный портал business.gov.uz), колл-центр (по короткому номеру 1100), в ходе выездных приемов, а также Республиканской рабочей группой и специалистами Секретариата по организации и координации деятельности Приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей. Все поступающие обращения сначала изучаются рабочими группами, состоящими из представителей компетентных органов, затем информация, содержащаяся в обращении, размещается на едином интерактивном портале business.gov.uz и направляется в соответствующие органы для своевременного рассмотрения.
Следует отметить, что поступление всех обращений строго контролируется, обеспечивается своевременное и качественное их рассмотрение. Так, за прошедший период 2021 года в Приемные Премьер-министра поступили и всесторонне рассмотрены 37 379 обращений предпринимателей. Из 40 636 вопросов, поднятых в обращениях, 39 778, или 97,9 процента, рассмотрены, в частности: 23 715 (59,6 процента) - на районном и городском уровнях, 13 206 (33,2 процента) - региональном уровне и 2857 (7,2 процента) - республиканском.
Из 39 778 рассмотренных обращений удовлетворено 22 514, или 56,6 процента, по 16 793 (42,2 процента) обращениям даны разъяснения и только 471 (1,2 процента) отклонено.
Например, обращение руководителя ООО «Муйнок Транспорт» - молодого предпринимателя О. Тулебаева в Приемную Премьер-министра в Кунградском районе Республики Каракалпакстан с просьбой об оказании практического содействия в получении льготного кредита на приобретение автотранспортных средств для предприятия рассмотрено совместно с Кунградским филиалом АКБ «Узпромстройбанк». Обращение удовлетворено, и молодому предпринимателю предоставлен кредит в размере 910 миллионов сумов.
За последние пять лет в стране приняты действенные меры по внедрению современных методов управления, совершенствованию форм контроля и проверок, усилению требований и принятию жестких мер повышения персональной ответственности руководителей органов государственного управления и хокимов регионов, что в свою очередь позволяет в сложных условиях решать многоплановые задачи государственного строительства, углублять экономические и социальные реформы, обеспечивать устойчивое и динамичное развитие республики.
Логическим продолжением этого явилось широкое внедрение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 февраля 2021 года № УП-6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» принципиально новой системы организации и контроля исполнения актов законодательства на всех уровнях государственного управления и в органах исполнительной власти на местах.
В целях обеспечения качественного исполнения данного Указа на местах внедрена практика составления календарных и персональных планов работы работников Приемных Премьер-министра, систематического анализа достигнутых результатов, а также ротации работников приемных Премьер-министра. Регистрация каждого обращения посредством единого интерактивного портала business.gov.uz и их электронный контроль обеспечивают прозрачность рассмотрения обращений.
Кроме того, в соответствии с данным Указом принимаются меры воздействия в отношении должностных лиц компетентных органов, не соответствующих установленным требованиям и допустивших ослабление исполнительской дисциплины.
В частности, соответствующие меры приняты в отношении 547 руководителей и ответственных работников (представители 105 органов государственной власти на местах, 325 банковских учреждений, 117 организаций и ведомств), допустивших халатность при рассмотрении обращений предпринимателей, направленных на исполнение Приемными Премьер-министра. В частности, из них: 359 должностных лиц получили выговор, 106 оштрафованы, 64 уволены и 18 привлечены к административной ответственности.
Жить и работать на благо Нового Узбекистана - большая ответственность и честь
Следует отметить, что нашей главной целью должно быть реальное решение вопросов, а не их поверхностное рассмотрение.
В основе обращений предпринимателей - судьба граждан, возможности расширения экономического потенциала региона, простое и удобное ведение бизнеса, престиж нашей страны на международной арене. При рассмотрении обращений предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов, требуются строгая дисциплина, личная ответственность и инициатива. С этой целью, как мы считаем, работники Приемных Премьер-министра и руководители компетентных органов должны определить для себя следующие приоритеты:
- рассмотрение обращений предпринимателей не должно ограничиваться поручением «на исполнение» заместителям, руководителям отделов или ответственному исполнителю, оно должно находиться под личным ежедневным контролем первых руководителей;
- принятие мер по решению вопроса, изложенного в обращении, в первую очередь на уровне махалли, района или города, в зависимости от характера вопроса, а если вопрос не решился или этого недостаточно, - внесение предложений по его решению на региональном и республиканском уровнях с участием заявителя и оказанием практической помощи в его рассмотрении в кратчайшие сроки;
- изучение обращений на месте и принятие мер по их оперативному разрешению в соответствии с графиком выездных приемов;
- при отсутствии возможных механизмов решения вопроса, проявив инициативу, поиск совместно с квалифицированными специалистами альтернативных вариантов решения;
- проявление чуткости и внимания к предпринимателям, их потребностям, принятие практических мер по решению их проблем, в том числе посредством системы «махаллабай»;
- широкое внедрение практики заслушивания на заседаниях Кенгашей народных депутатов, хокимията, еженедельных заседаниях министерств и ведомств отчетов должностных лиц, не обеспечивших соблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений предпринимателей, что привело к росту количества повторных обращений;
- оперативное и ответственное рассмотрение обращений предпринимателей, решение выявленных в них проблем и принятие мер по недопущению повторных обращений;
- включение таких показателей, как результативность работы с предпринимателями и решение поставленных в их обращениях вопросов, а также процент повторно обратившихся в личный КPI;
- оперативная регистрация обращений, устранение бюрократических барьеров за счет использования современных цифровых технологий.
Следует отметить, что повсеместная реализация этих приоритетов и тот факт, что проблемы предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов, решаются непосредственно на местах, вкупе оказывают прямое положительное влияние на уровень доверия бизнеса государственным органам и эффективность проводимых реформ.
В ходе проводимых под председательством главы государства заседаний в формате видеоконференций широко обсуждаются вопросы повышения доходов и занятости населения, снижения безработицы за счет вовлечения населения в предпринимательство, а также механизмы решения широкого круга проблем, с которыми сталкиваются предприниматели и поднимают в своих обращениях.
В частности, в ходе одного из таких заседаний 24 марта 2021 года заместителям Премьер-министра при участии председателя Торгово-промышленной палаты и Бизнес-омбудсмана поручено проведение регулярных встреч с предпринимателями и решение их проблем.
Бо́льшая часть вопросов, поднимаемых на этих приемах, связана с компетенцией территориальных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления. Из этого следует, что во многих случаях озвученные проблемы, к сожалению, остаются нерешенными своевременно, а некоторые руководители нижнего звена не принимают соответствующих мер по их решению.
Всего в выездных приемах приняли участие более 3700 предпринимателей, которые в своих обращениях подняли 3711 проблемных вопросов, касающихся различных отраслей и сфер деятельности (185 в Кашкадарьинской, 218 - Ферганской, 294 - Наманганской, 404 - Бухарской, 266 - Навоийской, 232 - Самаркандской, 313 - Сурхандарьинской, 418 - Джизакской, 412 - Сырдарьинской, 441 - Хорезмской, 331 - Андижанской областях и 197 в Республике Каракалпакстан).
На сегодня данные обращения полностью внесены в единый интерактивный портал business.gov.uz через Приемные Премьер-министра, из которых 1271 разрешено положительно, а 2440 взяты на контроль.
Например, изучено обращение руководителя ООО «CHOCCO INTER INVEST» И. Бекназарова из Канимехского района Навоийской области об оказании содействия в выделении земельного участка на территории промышленной зоны для строительства холодильной установки для хранения сельхозпродукции. Обращение удовлетворено, и молодому предпринимателю выделено 500 м2 площади.
Премьер-министр Республики Узбекистан проводит регулярные выездные приемы предпринимателей, в том числе посредством видеоконференцсвязи, для выявления и решения важных вопросов, препятствующих развитию предпринимательства и формированию благоприятного инвестиционного климата.
В частности, во время выездного приема в Самарканде поступило более 45 обращений предпринимателей по таким вопросам, как предоставление кредитов коммерческими банками, проблемы с электро- и газоснабжением, экспортом и импортом, а также предложения по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры в свободных экономических зонах. Большинство вопросов, поднятых предпринимателями, решено на месте.
Например, рассмотрено обращение руководителя ООО «Даромад файз омад» М. Амануллаева из Джамбайского района Самаркандской области об оказании практической помощи в выделении земельного участка для строительства очистных сооружений. Обращение удовлетворено, и предпринимателю на договорной основе сроком на 49 лет выделен земельный участок площадью 12,3 га.
Руководителям профильных министерств и ведомств поручено обеспечить урегулирование нерешенных на месте вопросов, а предпринимателям, кроме того, даны необходимые разъяснения и рекомендации.
Заслуживает внимания работа специалистов Приемных Премьер-министра в Навоийской и Ферганской областях, а также Хатырчинском, Хивинском, Узунском районах, городах Ахангаране, Кувасае, которые с особой ответственностью и инициативностью подходят к исполнению возложенных на них задач, своевременно и качественно рассматривают поступающие обращения, в том числе в ходе выездных приемов, организуемых согласно утвержденным графикам.
В отличие от них специалистам Приемных Премьер-министра в Самаркандской области, городе Ташкенте, а также Алмазарском, Учтепинском, Учкурганском, Хавастском, Янгиюльском и Каттакурганском районах необходимо уделять больше внимания своевременному и качественному рассмотрению обращений предпринимателей в компетентных органах.
Исходя из вышеизложенного, руководителям всех уровней государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах необходимо на начальных этапах выявлять и решать проблемы, с которыми могут столкнуться предприниматели, а также в целях дальнейшего усиления персональной ответственности при реализации комплексных программ социально-экономического развития регионов следует проводить углубленный анализ системных проблем, препятствующих развитию предпринимательства и приводящих к увеличению количества обращений, и принимать соответствующие меры для их решения на местах.
Абдумалик Алламурадов.
Заведующий Секретариатом по организации и координации
деятельности Приемных Премьер-министра Республики Узбекистан.