Так, 30 июня текущего года глава государства провел видеоселекторное совещание по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции. В ходе обсуждения отмечено, что осуществляемые в стране реформы судебной системы укрепляют доверие граждан к достижению справедливости.
За последнее время принято несколько важных документов в этом направлении, в частности, Указ Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно- следственной деятельности» от 10 августа 2020-го.
В документе закреплены правовые механизмы по предупреждению сохраняющихся на практике случаев нарушения прав человека, особенно недопущение совершения сотрудниками правоохранительных органов противозаконных действий в отношении граждан.
В целях обеспечения гарантий прав человека Указом закреплена недопустимость получения заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого со стороны оперативных сотрудников не иначе как на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, которые ведут производство по уголовному делу. В таких случаях обязательно должен участвовать защитник, если только лицо само не откажется от услуг адвоката по строго установленной процедуре.
Также предусматривается новый порядок исчисления срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, - с момента его фактического задержания, а не как это происходит сейчас - с момента доставления задержанного в правоохранительные органы.
Например, если лицо задержано на месте преступления и фактически ограничено в праве на свободу передвижения, то с этого момента будет исчисляться установленный законом срок задержания в сорок восемь часов. Это значит, что у следователя останется еще меньше времени для решения вопроса о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения, что требует повышения эффективности работы следственных подразделений, в том числе за счет автоматизации процессов, доступа к базам данных и другим информационным ресурсам, что отдельно отмечено в Указе.
Еще одним нововведением, связанным с задержанием лица и направленным на укрепление права на защиту в уголовном процессе, является недопустимость проведения с задержанным каких-либо процессуальных действий до того, как ему будет обеспечена встреча наедине с адвокатом.
Уже с момента задержания лица или фактического завершения оперативного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления, должностные лица обязаны обеспечить встречу с адвокатом и только после этого приступать к производству доследственной проверки, дознания или следствия.
Кроме того, теперь участие защитника будет обязательно по делам, когда лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления (раньше это предусматривалось, если за совершенное преступление могло бытьназначено пожизненное лишение свободы), а также если в отношении лица рассматривается вопрос о заключении под стражу или домашний арест.
Наряду с этим хочется отметить положения Указа о внедрении института соглашения о признании вины. Так называемая сделка или соглашение о признании вины будет способствовать повышению эффективности раскрытия преступлений, особенно совершенных в группе лиц или преступными организациями, за счет поощрения лиц сотрудничать со следствием и помогать в изобличении всех виновных, а также упрощению и сокращению процедуры привлечения их к ответственности.
Следует подчеркнуть, что Международная организация World Justice Project опубликовала отчет по Индексу верховенства закона 2020. Согласно ему Узбекистан в общем рейтинге с 0,47 балла поднялся до 92 позиции. По разделу «Уголовное правосудие» позиции нашей страны также улучшились как среди стран по уровню дохода (5-е место из 30), так и в целом на глобальном уровне (66-я позиция из 128).
Еще одним важным документом, принятым недавно, является Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля текущего года, в котором определены основные направления реформирования судебной власти.
Одним из важных аспектов документа является то, что он предусматривает передачу полномочий административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях судам по уголовным делам. Эта существенная мера дополнительно гарантирует защиту прав и свобод личности, служит обеспечению специализации судов и будет способствовать дальнейшему развитию административной юстиции в стране.
Задачи административной юстиции состоят в рассмотрении споров и дел, вытекающих из публично-правовых отношений, где одной стороной является гражданин, а по другую сторону находятся государство, бюрократический аппарат, чиновники. От произвола или незаконных действий и решений человек должен быть надежно защищен.
В связи с этим данные нововведения послужат реализации концепции профессионального рассмотрения дел, поскольку по своему характеру административные правонарушения очень близки к уголовным преступлениям, посягают на личность, общество и государство, могут причинить ущерб. Поэтому передача компетенции рассмотрения подобных дел в уголовные суды повысит уровень профессионализма судебного производства как в уголовных, так и административных судах, обеспечит более высокий уровень защиты граждан и юридических лиц от незаконных действий и решений власти за счет оптимизации нагрузки административных судов. Это в полной мере соответствует и зарубежному опыту административной юстиции.
Важно отметить, что наиболее загруженными судами Узбекистана являются административные. При этом определенные объективные и субъективные причины тормозят реальную эффективность и пользу этих судов. В частности, основная нагрузка административных судов в результате недостаточно продуманного определения их компетенции сосредоточена на рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Исходя из этого согласно Указу будет пересмотрена компетенция и система административных судов. Теперь они будут рассматривать исключительно споры между гражданами (юридическими лицами) и государственными органами (организациями), а полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы с 1 января 2021 года в суды по уголовным делам.
Также в республике оптимизируют 199 городских и районных административных судов. Вместо них организуют 14 межрайонных - по одному в Республике Каракалпакстан, областных центрах и Ташкенте.
Указом предусмотрено объединение гражданских, уголовных и экономических судов на региональном уровне и создание судов общей юрисдикции при строгом сохранении специализации судей. Если сейчас в каждом областном суде насчитывается от 4 до 15 судей, то в судах общей юрисдикции их будет от 19 до 47.
Стоит отметить, что Узбекистан продолжает последовательную политику реформирования судебно-правовой системы страны в аспекте дальнейшей демократизации правосудия и повышения надежности защиты прав и интересов человека.
Уйгун Нигмаджанов.
Заместитель начальника Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан.









