В Конвенции ООН о правах инвалидов отмечается, что непредоставление необходимых удобств лицам с инвалидностью является формой дискриминации в отношении личности. В этом контексте особое значение имеет создание удобств для учащейся молодежи: данная категория граждан также имеет право пользоваться качественными образовательными услугами. Узбекистан стремится построить инклюзивное общество, чтобы наши соотечественники с инвалидностью жили не хуже других, получали образование, осваивали профессии, стали квалифицированными специалистами.
Глава государства говорил об этом в 2022 году в обращении к народу Узбекистана по случаю Международного дня инвалидов: «…Мы примем комплексные меры по созданию инклюзивного общества, в котором все граждане, в том числе лица с инвалидностью, имеют равные возможности. Мы поставили перед собой важную задачу на этой основе поэтапно перейти от давно устаревшей медицинской модели установления инвалидности к общепризнанной социальной модели».
Инклюзивное образование - неотъемлемая составляющая этих реформ. Так, в Великобритании отдельные учащиеся специальных школ получают образование в средней общеобразовательной школе. В целях эффективной интеграции подбираются определенные виды игр, физического воспитания, практических занятий. В Швейцарии также основная часть обучения детей с отклонениями в развитии осуществляется в средней общеобразовательной школе. Для этого действует группа из трех преподавателей образовательного учреждения и одного воспитателя, имеющего специальную подготовку по работе с детьми с инвалидностью.
Инклюзивное образование в Кыргызстане проводится в выбранных государственных школах и частных учебных заведениях. Группа специалистов отбирает детей с инвалидностью для обучения в традиционных школах. Процесс интеграции в Китае начинается со сбора общенациональной информации, обмена опытом и мнениями, общения, подготовки кадров, реформирования образовательного процесса, проведения собеседования (вопросы и ответы) с педагогическим персоналом, а также с анализа собранной информации.
В учебных заведениях нашей страны накоплен определенный опыт в данном направлении. В частности, в Андижанском государственном педагогическом институте юноши и девушки с инвалидностью, получая качественные знания, обретают и навыки жизни в обществе. С этой целью введены специальное медицинское освидетельствование, служба коррекционно-педагогической поддержки. Планируется создать для таких студентов реабилитационный центр на базе кафедры дошкольного образования. Здесь будут налажены услуги логопеда, сурдопедагога и тифлопедагога. Словом, формируется высшее образование с инклюзивным подходом.
Сегодня в вузе обучаются около 50 студентов с инвалидностью. Поэтому занятия строятся на основе принципа личностно-ориентированного обучения исходя из их индивидуальных особенностей. Заслуживает внимания и то, что в целях укрепления положительной психологической среды между лицами с инвалидностью и здоровой молодежью регулярно проводятся спортивные и развлекательные мероприятия. В результате у студентов формируются взаимные чувства, в том числе сострадание и доброжелательность.
Чрезвычайно важны для учащихся с нарушениями зрения учебники, адаптированные для тактильного восприятия. С учетом этого информационно-ресурсный центр института пополнен более чем 50 научно-популярными изданиями на шрифте Брайля. Намечено также создать специальные учебники.
Инклюзивное образование не должно быть односторонним. И здесь важно участие семьи студентов с инвалидностью, что будет способствовать укреплению их уверенности в себе, развитию навыков и способностей, а также поощрению обучения с раннего возраста. Поэтому между родителями студентов и институтом установлено тесное взаимодействие. В частности, организованы выставки практических работ, выполненных студентами с инвалидностью совместно с родителями.
В решении проблем, возникающих из-за индивидуальных особенностей таких студентов в процессе обучения, в равной степени помогают профессора-преподаватели и тьюторы. Например, благодаря поддержке преподавателей один из наших слабовидящих студентов перешел от письма на шрифте Брайля к обычному письму.
В республике создаются все условия для обеспечения прав лиц с инвалидностью. Практическим примером служат реформы, направленные на развитие инклюзивного образования по стране.
Андижанский государственный педагогический институт также стремится внести свой вклад в реализацию широкой инициативы. Основная задача членов педагогического коллектива в сотрудничестве с родителями (или законными представителями) - обеспечение интеллектуального развития учащихся, профессиональной ориентации, практической помощи и консультирования по окончании высшего учебного заведения, трудоустройстве и последующей адаптации к профессиональной деятельности. Помощь студентам с инвалидностью в содержательном проведении свободного времени и обеспечение их участия в мероприятиях - также среди важных целей в развитии безбарьерной среды в институте.
Тургуной Козиева.
Заведующая кафедрой дошкольного образования
Андижанского государственного педагогического института.