В последние годы Узбекистан значительно укрепил сотрудничество с ЮНЕСКО в сферах образования, науки, культурного наследия, информации и коммуникаций. В частности, при поддержке организации эффективно реализуется ряд важных программ и проектов по повышению качества системы образования и воспитания гармонично развитого поколения, формированию профессиональных навыков у молодежи Узбекистана. В сотрудничестве с ЮНЕСКО за последние годы также существенно расширились возможности разработки стратегий для продвижения системных реформ и интегрированного подхода на протяжении всего жизненного цикла к раннему развитию детей.
Каждый четвертый ребенок в мире в возрасте пяти лет никогда не получал дошкольного образования, а в глобальном масштабе менее половины стран мира предоставляют его бесплатно. Такие данные были озвучены в ходе II Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая прошла в Ташкенте в ноябре минувшего года. При этом инвестиции в дошкольное образование признаны самыми прибыльными с точки зрения того, что, давая подрастающему поколению качественные знания и воспитание, страна формирует фундамент для успешной реализации реформ по устойчивому развитию. Именно поэтому ЮНЕСКО призывает страны мира вкладывать средства в поддержку образовательного сектора с упором на дошкольное звено.
В ходе прошедшего в нашей столице глобального форума поднимались три основные темы, касающиеся воспитания и образования детей младшего возраста. В частности, это: разработка амбициозной, актуальной и учитывающей культурные особенности страны политики; создание эффективных и подотчетных систем, налаживание многостороннего партнерства и предоставление обширного спектра услуг в дошкольном образовании; увеличение инвестиций в дошкольное образование как в важную и неотъемлемую часть стратегий развития стран. По результатам конференции была принята Ташкентская декларация, в которой закреплена международная повестка дня в области дошкольного образования до 2030 года. Итоговый документ подготовлен в ходе консультативного процесса на полях конференции, переведен на шесть официальных языков ООН и передан всем государствам - членам ЮНЕСКО.
В рамках стратегии глобального преобразования системы воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) Ташкентская декларация закрепила ряд основных принципов:
- повышение качества и актуальности учебных программ и педагогики;
- обеспечение равных и инклюзивных образовательных услуг для всех детей;
- защиту и гарантии прав на доступ к ВОДМ в чрезвычайных ситуациях.
Эти и ряд других задач базируются на таких важных факторах, как развитие профессиональных компетенций педагогов, широкое внедрение инноваций и государственная поддержка сферы. Вместе с тем положения Ташкентской декларации ЮНЕСКО задают главные векторы развития ВОДМ до 2030 года - рубежного периода для Целей в области устойчивого развития ООН. Также с момента подписания декларация стала служить ориентиром для международных организаций и профильных министерств стран в реализации одного из пунктов документа, который гласит, что к 2030 году необходимо обеспечить всех мальчиков и девочек доступом к качественным системам развития, уходу и дошкольному обучению, чтобы они были готовы к получению начального образования в школе.
Ташкентская декларация и обязательства по принятию мер в интересах преобразования воспитания и образования детей младшего возраста представляют собой набор руководящих принципов и стратегий в четырех ключевых областях политики. Это равные и инклюзивные качественные услуги ВОДМ для всех; персонал ВОДМ; инновации для поощрения преобразований; политика, управление и финансирование.
В документе установлены обязательства в отношении принятия мер по преобразованию ВОДМ в течение ближайших десяти лет. Ташкентская декларация, единогласно принятая всеми участвовавшими в конференции государствами, содержит обязательства по поощрению предоставления по меньшей мере одного года бесплатного и обязательного качественного дошкольного образования для всех и постепенному увеличению объема услуг ВОДМ, содействию более высокой оценке труда персонала ВОДМ и увеличению финансирования, принятию мер для обеспечения выделения на нужды дошкольного образования не менее десяти процентов от общей суммы расходов государства на образование.
Какая работа по реализации положений документа проводится в Узбекистане? В первую очередь реализуются инициативы по повышению охвата детей страны дошкольным образованием. В настоящее время из 2,9 миллиона детей дошкольного возраста 90 процентов охвачены дошкольным образованием, а к концу года планируется достичь уже 92 процентов. В целом же уровень охвата ДО по сравнению с 2017-м увеличился в 2,5 раза, а количество дошкольных образовательных организаций - с 5211 до 29 420. Налажена эффективная деятельность частных и ДОО на базе ГЧП.
Также для достижения целевых показателей по обеспечению охвата детей страны дошкольным образованием проводится большая работа по строительству и реконструкции детских садов. Создается благоприятный инвестиционный климат в сфере, что способствует дальнейшему стимулированию и повышению заинтересованности предпринимателей в расширении мощностей ДОО. В рамках проводимой деятельности также увеличивается использование в процессе обучения и воспитания современных развивающих технологий, ориентированных на специфику возраста и интересов детей. Широкое и повсеместное использование игровых методов закреплено и в Государственной учебной программе «Илк кадам». Вместе с тем совершенствуется предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка.
Узбекистан признается международным сообществом как страна, достигшая эффективных результатов и высоких показателей в области дошкольного образования. Так, в ноябре прошлого года издание Finance Inquirer со ссылкой на результаты международного исследования RGCA и данные ЮНИСЕФ, Всемирного банка и ОЭСР опубликовало топ-10 стран с наилучшей динамикой охвата детей ДО. Первую строчку в глобальном рейтинге занял Узбекистан. Отмечено, что в республике динамика роста охвата детей в возрасте от трех до шести лет в рассматриваемый период составила 59 процентов. Примечательно и то, что более чем в половине стран из списка наблюдается снижение охвата дошкольным образованием.
Говоря о сотрудничестве с ЮНЕСКО, следует отметить: организация оказывает странам-партнерам, в том числе Узбекистану, всемерную поддержку в проведении международных, региональных и тематических конференций, призванных содействовать обмену знаниями и обучению по вопросам политики на региональном и межрегиональном уровнях при посредничестве сообщества специалистов-практиков и с привлечением соответствующих центров. Конференции начали организовывать в текущем году в режиме онлайн, гибридном и очном форматах. ЮНЕСКО также намерена проводить раз в пять лет международное мероприятие по ВОДМ для оценки прогресса в деятельности по итогам Ташкентской конференции, подтверждения обязательств по преобразованию ВОДМ и определения приоритетных мер в области развития, сотрудничества и укрепления солидарности.
Основная ответственность за выполнение Ташкентской декларации лежит на правительствах стран - участниц ЮНЕСКО. Принимаемые в этом направлении меры включают пересмотр существующих правовых, политических, административных, регулирующих, мониторинговых и оценочных рамок в области ВОДМ с учетом изложенных в Ташкентской декларации принципов, стратегий и обязательств в целях обновления и укрепления их приоритетов.
Евгения Юн.
«Правда Востока».