Спикеры отметили: Всемирный день прав потребителей отмечается в Узбекистане с момента принятия Закона «О защите прав потребителей» от 26 апреля 1996-го, в который регулярно вносятся изменения с учетом тенденций современного мира. Так, каждый год в первый месяц весны как комитетом, так и территориальными управлениями в областях проводятся мероприятия, направленные на повышение потребительской культуры и осведомленности населения.
15 марта 1961 года в Конгрессе США выступил Президент США Джон Кеннеди с речью, в которой впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основные права потребителя:
- право на информацию;
- право на безопасность;
- право на выбор;
- право быть услышанным.
Позже в этот перечень вошли права на возмещение ущерба; на потребительское образование; на удовлетворение основных потребностей; на здоровую окружающую среду.
9 апреля 1985 года Генеральная ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
В 2024-м Всемирный день прав потребителей проводится под лозунгом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей», объявленный международной организацией Consumers International.
В докладах ответственных лиц Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз был дан анализ проводимой в нашей стране работы в данном направлении. Основная цель - защита прав граждан, прием и рассмотрение их обращений. Сферы достаточно обширны: жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт, строительство, торговля, общественное питание, туризм, социальные, финансовые услуги и другие.
Так, в 2023 году в комитет поступило 20 691 обращение от населения. Из них 7049 (34 процента) - жалобы на некачественные транспортные услуги; 8534 (42,2) - по нарушению правил торговли и общественного питания; 4344 (21) - по несоблюдению норм предоставления связи и финансовых услуг; 764 (3,6) обращения связаны с рекламой.
В результате изучения обращений граждан, в том числе с выездом на места, выявлено: нарушены права 18 868 потребителей, обеспечен перерасчет в размере 21 млрд сумов. В сфере торговли произведен возврат потребителям 1998 единиц товаров более чем на пять млрд сумов.
В преддверии знаменательного дня в марте текущего года также организованы соответствующие мероприятия на местах. Так, в филиале предприятия газоснабжения «Худудгаз Бухоро» состоялся День открытых дверей. Ответственные лица рассмотрели свыше десяти актуальных обращений. Решены проблемы по заявлениям, связанные с внесением изменений в документацию по газоснабжению и поставкой газа.
В Зарафшане построено и сдано в эксплуатацию административное здание для городского общества защиты прав потребителей - комплекс «Дом потребителей». Отныне граждане здесь могут составлять заявления для подачи жалоб, решать возникающие проблемы, а также получать бесплатную юридическую консультацию. Со временем в комплексе создадут библиотеку.
Кроме того, 15 марта в Ташкенте состоялась церемония открытия Центра исследований конкурентной политики и прав потребителей при комитете.
- Основная цель деятельности центра - систематический анализ состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, - говорит заместитель председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз Асадулла Каюмов. - В том числе выявляются препятствия для входа на рынки новых участников, оценивается влияние существующих привилегий и эксклюзивных прав на конкуренцию или участников рынка, занимающих доминирующее положение. Также намечено рассматривать вопросы регулирования монополий и развития конкурентной среды, определения степени насыщения рынков продукцией, производимой в республике, разрабатывать стратегические программы по защите прав потребителей и совершенствованию рекламного рынка.
На открытии здания центра подписан меморандум о сотрудничестве с немецкой организацией Sparkassenstiftung. Документ направлен на усиление таких компонентов, как финансовое образование, защита потребителей и ответственное предложение финансовых услуг.
Стороны намерены сотрудничать по следующим основным направлениям:
- усиление защиты прав потребителей в финансовом секторе;
- анализ потребительского поведения и потребительской политики в сфере финансовых услуг;
- проведение совместных лекций и обучающих семинаров по финансовой грамотности, подготовка учебных материалов для общеобразовательных учреждений.
Следует отметить, что в течение нескольких месяцев во всех регионах республики были организованы образовательные семинары для студентов. Молодежь получила информацию по таким актуальным вопросам, как права потребителей, страхование, кредитование, сбережения, планирование, формирование и управление личными финансами, виды пластиковых карт, кибербезопасность и услуги, предоставляемые банками. В ходе проведенных мероприятий эксперты отрасли предоставили юношам и девушкам актуальные ответы на вопросы.
Кроме того, прошла онлайн-олимпиада «Финансовая грамотность молодого потребителя» среди студентов вузов. Лучшие из них награждены в ходе международной конференции.
- В настоящее время каждому важно не только грамотно управлять личными сбережениями, но и быть знающим в плане получения кредитов, страхования и уметь в случае фактов мошенничества, киберугроз и получения некачественных услуг защищать свои права потребителя, - рассказывает студенка 3-го курса Ташкентского государственного аграрного университета Мадинабону Тулабоева. - Знания, полученные в ходе лекций в вузе и на семинарах Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей РУз, позволили мне занять 2-е место на конкурсе среди студентов.
В рамках международной конференции также награждены победители конкурса «Лучшее предприятие по обеспечению прав потребителей». В числе номинантов - компании сфер производства, общественного питания, розничной торговли, финансовых и телекоммуникационных услуг.
Мероприятие завершилось торжественным чествованием победителей двух конкурсов, вручением почетных грамот и памятных подарков номинантам.
Максим Черногаев.
«Правда Востока».









