Права потребителей под постоянной защитой

    Одна из самых актуальных и острых тем современных рыночных отношений - защита прав потребителей. В нашей стране создана качественная законодательная база, которая гарантирует защиту их интересов, в частности, Законы Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», «Об обращениях граждан»,  «Об охране здоровья граждан», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О метрологии» и другие. Однако количество случаев продажи некачественного товара или недобросовестного выполнения услуг по-прежнему достаточно велико, и причиной тому отчасти является недостаточная правовая осведомленность.

    В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты прав потребителей 11 сентября 2019 года образовано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан согласно Указу Президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей». Документом на агентство возложен ряд задач: разработка и практическая реализация единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы; обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах, их производителях, исполнителях и продавцах; анализ причин нарушений прав потребителей, выработка предложений по их устранению и предупреждению нарушений; регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и т.д.

    На днях в столице состоялась пресс-конференция на тему «Защита прав потребителей - одно из приоритетных направлений в Узбекистане», где агентство отчиталось о проделанной работе за прошедший год.

    В ходе мероприятия отмечено, что агентство начало деятельность с инвентаризации 86 действующих законов и анализа 32 проектов документов с целью совершенствования нормативно-правовой базы оценки воздействия действующего законодательства и его проектов на потребителей.

    - Стоит отметить, что на многих рынках страны мы провели мероприятия по ликвидации правовой безграмотности, - отметил директор Агентства по защите прав потребителей Элмурат Хаитметов. - Из-за пандемии поднялись цены не только на продукты питания, но и лекарства. Более чем в 3000 аптек проведен мониторинг, в ходе которого выявлены случаи продажи просроченных медикаментов или отсутствия наличия лицензии.

    Здесь важно подчеркнуть, что агентство с первых дней своего создания рассматривает обращения от граждан о завышении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, запрашивает у аптек и оптовых компаний сведения, необходимые для выявления превышения предельно допустимых торговых надбавок (15 процентов - для оптовых компаний и 20 - для аптек).

    Не секрет, что в связи с распространением коронавируса и фейковой информации об эффективности некоторых препаратов в аптеках пару месяцев назад наблюдался дефицит лекарств и искусственное завышение цен. Например, таблетки, применяемые в лечении заболевания и стоящие обычно 80-100 тысяч сумов, подорожали в 7-8 раз.

    Тогда в каждой области были сформированы рабочие группы из ответственных сотрудников Государственного налогового комитета, Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, территориальных управлений Антимонопольного комитета, Агентства по развитию фармацевтической отрасли и других. Именно они вели профилактическую работу с аптеками и собирали сведения о формировании цепочки надбавленной стоимости основных лекарственных средств, применяемых для лечения коронавируса.

    Кроме того, в Закон «О защите прав потребителей» внесены поправки на основе международно признанных стандартов. Также предложена новая редакция Закона «О рекламе». Данный документ принят в далеком 1998 году, и многие его нормы устарели. После получения предложений всех заинтересованных министерств и ведомств, субъектов рынка рекламы проект передан в Кабинет Министров.

    - Стоит отметить, что более 150 нормативно-правовых документов нашей страны непосредственно связаны с правами потребителя, - подчеркивает заместитель директора Агентства по защите прав потребителей Аъзам Курбонов. - К примеру, можно привести ситуацию со школами. Во время карантина ученики занимались в онлайн-режиме, но некоторые учителя собирали деньги на заполнение табелей и оплату интернета, что является правонарушением. Проблема была в том, что нет определенных правил оказания платных образовательных услуг в нашем законодательстве. По данному вопросу агентством разработан проект нового нормативно-правового акта.

    За прошедший период в Агентство по защите прав потребителей поступило порядка 11 900 обращений, из которых 28,8 процента жалоб касались сферы жилищно-коммунального обслуживания и транспорта, 36,6 - торговли, общественного питания и туризма, 20,5 - социальных и банковских услуг, а также услуг связи и 14,1 - рекламной деятельности. По результатам рассмотрения обращений в пользу потребителей пересчитано порядка 23,5 млрд сумов.

    Кроме того, проводится большая работа с недобросовестными рекламодателями. В частности, более 12 тысяч объектов наружной рекламы проверены на предмет соответствия требованиям, установленным постановлением Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года. Из этого числа 6800 (56,3 процента) не соответствовали требованиям документа, более 1500 объектов (сооружений) наружной рекламы не имели паспорта, свидетельств, разрешений и иных документов, разрешающих их размещение.

    В общей сложности агентством направлены более 3000 писем с преду­преждениями владельцам незаконных сооружений. Важно отметить, что управлением регулирования рекламной деятельности Агентства по защите прав потребителей проводится большая работа в период пандемии коронавируса с целью предотвращения распространения недостоверной, неправильной рекламы лекарственных средств, бадов, витаминов, спрос на которые в данный период возрос.

    Также большим событием в сфере стало принятие Президентом постановления «Об утверждении международных договоров» от 24 августа 2020 года, согласно которому Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан стало полноправным участником Консультативного совета по защите прав потребителей государств - участников СНГ. В состав данного органа входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргыз­стан, Молдова, Россия, Таджикистан. Такая привилегия позволит обеспечить защиту потребительских прав граждан Узбекистана на территории стран-участниц; то же правило будет действовать для иностранных граждан стран СНГ на территории Узбекистана.

    Также важна работа по повышению потребительской культуры. В этом направлении через средства массовой информации и интернет организовано 1300 программ, передач и статей на различные профильные темы, в том числе 182 - на телевидении, 63 - радио, 100 - в печати и 955 - интернете и социальных сетях.

    Зaщитa пpaв пoтpeбитeлeй - этo кoмплeкc мep, кoтopыe нaпpaвлeны нa тo, чтобы лишить нeдoбpocoвecтныx пpoдaвцoв и производителей вoзмoжнocти пpeдocтaвить гpaждaнинy нeкaчecтвeнный тoвap или ycлyгy. К слову, свои обращения и жалобы можно направить через «телефон доверия» 1159, веб-сайт consumer.uz или другие официальные мессенджеры агентства.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates