баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Право потребителя: знать и отстаивать

    С созданием Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан сфера вышла на иной уровень развития, заняв принципиальную позицию в деле отстаивания интересов рядовых граждан не только ценными советами, но и более действенными мерами.

    Сотрудники агентства нацелены на то, чтобы вставать на защиту прав граждан в потребительской сфере. С 11 сентября 2019 года, когда был принят Указ главы государства «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей», уполномоченный орган с многообещающим названием апробирует механизмы противодействия недобросовестным практикам и алгоритм действий по осуществлению единой государственной политики в сфере и регулированию рекламного рынка.

    На передний план работы выдвинули задачи по анализу причин нарушения прав граждан, изучению потребительского рынка, динамике цен и механизмов ценообразования на товары (работы, услуги), подлежащие государственному ценовому регулированию, а также мотивацию граждан контролировать соблюдение требований законодательства, что способствует защите их прав. Благодаря этому за незначительный период ведомство добилось узнаваемости и востребованности как в общественном, так и государственном масштабе. Этим представители сферы объясняют рост активности обращений, придерживаясь маркетингового принципа: жалоба - лучшая обратная связь.

    - Какую сферу ни возьми, везде выявляются нарушения, - говорит начальник территориального управления Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан Навоийской области Валижон Адизов. - В предыдущий год, несмотря на кризис, поступило 681 обращение от юридических и физических лиц. Из них 39,2 процента жалоб касалось жилищно-коммунальной сферы, 28,9 - торговли, бытового обслуживания и строительства, 8,8 - услуг связи и транспорта, 6,8 - рекламной деятельности, 5 процентов - сферы банка и налого­обложения и столько же - по вопросам конкуренции.

    Это говорит о том, что люди стали более требовательными и внимательными покупателями. Из поступивших заявлений почти 96 процентов решены положительно, по двум - внесены судебные иски, еще 22 - направлены в представительные органы, в пользу потребителей взыскано более 2 млрд сумов установленной суммы сверх полученного дохода.

    Исходя из сложившейся в прошлом году ситуации актуальным и своевременным нововведением стала активная работа с потребителями в социальных сетях. Вместе с этим в контексте отстаивания интересов потребителей выявлено 42 факта нарушения закона. Причем более 42 процентов из них - в сферах коммунального хозяйства, торговли и сервиса, которые вызывают самое большое беспокойство у граждан.

    Проблематика защиты прав потребителей товаров и услуг многоаспектна. Чтобы объективно оценить складывающуюся ситуацию и уровень потребительской защиты, в рамках наших полномочий в прошлом году провели мониторинг в сферах ЖКХ, транспорта и строительства. В частности, в целевую деятельность включили строительство жилья в индивидуальном порядке по типовым проектам в сельской местности, качество и состояние многоквартирных жилых домов, заключаемые договоры по реализации населению жилья строительными подрядными организациями. Изучение состояния устанавливаемого в многоэтажных домах лифтового оборудования также показало наличие проблем.

    Зачастую о своих правах потребители заявляют редко, предпочитая замалчивать разного рода нарушения, так как не любят привлекать внимание, но не в случаях с газо- и элект­роснабжающими предприятиями. В частности, в минувшем году поступил ряд обращений от жителей из сельских районов области о несвоевременной доставке сжиженного газа.

    Агентство изучило данную ситуацию, в том числе в целях недопущения необоснованного повышения цен на топливо. В июле, августе и сентябре 2020 года потребителями выплачено 120 млн 657 тысяч сумов за установку бытовых газовых баллонов. Однако акты, подтверждающие выполнение работ, не составлялись. Даны указания вернуть неоправданный доход потребителям.

    Руководитель государственного учреждения неутешительно говорит о возбуждении дела в отношении регио­нального предприятия за несоблюдение графика ограничений и отключений потребителей от электроэнергии; местной обслуживающей организации, занимающейся вывозом коммунального мусора, а также пяти аптечных учреждений в областном центре, допустивших нарушения установленных правил по реализации населению медикаментов и лекарственных препаратов.

    Девять предприятий, организаций и учреждений региона нарушили порядок государственных закупок. Выявлено восемь фактов ограничения органами государственного управления конкуренции и два случая недобросовестной конкуренции. В отношении должностных лиц пяти организаций в судебные органы внесены представления о принятии административного наказания.

    Аналогичные меры в установленном порядке коснулись пяти хозяйствующих субъектов в рамках контрольных проверок цементной продукции, реализуемой в торговых точках и используемой в строительстве объектов на территории области. Они проводились совместно с Агентством «Узстандарт» в соответствии с постановлением Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан «О мерах по упрощению порядка импорта цемента и обеспечению внутреннего рынка качественным цементом» от 23 июля прошлого года, предусматривающим периодические лабораторные испытания качества цемента на соответствие техническим требованиям. Для изучения продаваемой на внутреннем рынке продукции Антимонопольному комитету и Агентству по защите прав потребителей поручено проводить конт­рольные закупки в розничных торговых пунктах.

    Агентство по защите прав потребителей выступает регулятором рынка наружной рекламы. На сегодня в области установлено 440 рекламных средств, из которых только 31 - с положительной рецензией, незаконно установленные 148 - сняты, 261 - привели в соответствие с требованиями постановления правительства республики от 20 февраля 2020 года.

    * * *

    Каждый раз высказывая недовольство, потребитель таким образом указывает на недостатки в товаре или услуге. Люди доверяют тем, кто хочет с ними работать, и находят его товар или услугу полезной, а значит, задают стандарты обслуживания.

    Дилфуза Гулямова.
    «Правда Востока».