Правовой статус веб-сайтов в Республике Узбекистан

    Цифровизация 2 февраля 2024 2433

    Не для кого не секрет, что сегодня в рамках стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» в республике ведется работа по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях и сферах, в частности, в сфере государственного управления, образования, здравоохранения, сельское хозяйство. Данная стратегия предусматривает разработку и внедрение информационных систем, технологий, а также информационных ресурсов в различные сферы жизни общества и государства.

    В этой связи возникает вопрос касательно сути и значения таких терминов как «информационный ресурс», «сайт» и «веб-сайт», и взаимосвязи этих терминов между собой.

    Для полного понимая сущности данных дефиниций представляется целесообразным рассмотреть их с разных точек зрения.

    1. Веб-сайты в качестве информационных ресурсов.

    Термин «сайт» или «веб-сайт» происходит от английских слов web - «паутина, сеть» и site - «место». Иными словами, веб-сайт представляет собой совокупность взаимосвязанных веб-страниц и электронных документов под одним доменным именем и IP-адресом.

    Следует отметить, что в Гражданском кодексе Республики Узбекистан, а также в других нормативно-правовых актах отсутствует определение касательно понятия «веб-сайт», несмотря на то, что само слово употребляется в них довольно часто.

    Однако, в действующем законодательстве даётся определение понятию «информационный ресурс», значение которого является намного шире и в нормативно-правовых актах этот термин часто используется как синоним слову «сайт».

    Необходимо отметить, что изначально законодатель рассматривал информационный ресурс как «информацию, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы». Данное определение имело место в первоначальной редакции Закона «Об информатизации».

    В статье 3 действующей редакции Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» указано, что «информационный ресурс - информация, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы, в том числе аудио-, видео-, графическая и текстовая информация, размещаемая либо публикуемая в информационных системах с открытым доступом».

    Внесение соответствующего изменения в трактовке понятия может быть объяснено тем, что развитие информационных технологий позволило с легкостью загружать любую аудио-, видео-, графическую и текстовую информацию в информационный ресурс.

    Кроме того, следует отметить, что в статье 121 анализируемого закона говорится о «владельце веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса», из сути которого можно понять, что под информационным ресурсом подразумевается веб-сайт.

    В Республике Узбекистан информационные ресурсы могут создаваться на основе публичной и частной собственности. Необходимо также отметить, что информационные ресурсы делятся на общедоступные информационные ресурсы и информационные ресурсы с ограниченным доступом, а также на государственные. При доступе к информационным ресурсам действует принцип равного доступа, то есть собственники и владельцы информационных ресурсов должны обеспечить равноправный доступ юридических и физических лиц к общедоступным информационным ресурсам.

    Вызывает определенный интерес опыт Республики Казахстан в данном направлении, который имеет ряд схожестей.

    Так, например, понятие «веб-сайт» впервые в законодательстве Республики Казахстан появилось в Законе Республики Казахстан от 3 мая 2001 года «О средствах массовой информации»: «WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения».

    В 2009 году, в Республике Казахстан внесли изменение в данный нормативно-правовой акт, заменив понятие «веб-сайт» на понятие с более широким значением «интернет-ресурс», которое является действующим и по сей день.

    1. Веб-сайты как сложный объект авторского права.

    Рассматривая «веб-сайт» через призму права интеллектуальной собственности, то можно определить, что это сложный объект авторского права, поскольку его техническая составляющая (исходный текст) охраняется как программа для ЭВМ согласно действующему законодательству (объектами авторского права являются программы для ЭВМ и базы данных).

    Сайты можно рассматривать как совокупность программ для ЭВМ, так как компоненты сайтов являются программами, иначе сайт не мог бы существовать в цифровом виде.

    Внешние составляющие, т.е. его контент также будет охраняться в рамках авторского права. Контент с английского означает «содержимое».

    Иными словами, под контентом понимается творческая деятельность лица, которая может в себя включать объекты интеллектуальной собственности.

    Следовательно, состав контента сайта может в себя включать охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, на которых имеет право только владелец сайта.

    1. Веб-сайты как СМИ.

    Веб-сайты так же можно рассматривать как составляющие средств массовой информации. Согласно статье 4 Закона Республики Узбекистан
    «О средствах массовой информации», средство массовой информации может быть в «электронном виде (теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, веб-сайты во всемирной информационной сети Интернет).

    Таким образом можно прийти к выводу, что законодательство о средствах массовой информации также регулирует содержание веб-сайта. Следовательно, владелец информационного ресурса размещающий на веб-страницах ту или иную информацию и признанный виновным в нарушении законодательства о средствах массовой информации, будет нести ответственность в установленном порядке.

    1. Официальные веб-сайты государственных органов Республики Узбекистан.

    В Республике Узбекистан была утверждена Комплексная программа по дальнейшему развитию национального контента во всемирной информационной сети Интернет, которая предусматривает развитие государственных информационных веб-ресурсов, в том числе официальных веб-сайтов государственных органов.

    Данная программа выполняется в целях развития электронного правительства, обеспечения свободы доступа граждан к информации о деятельности соответствующего органа, обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти.

    Кроме того, соответствующим Указом Президента Республики Узбекистан был утвержден перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в качестве открытых данных на официальных веб-сайтах государственных органов.

    Несмотря на то, что понятие «веб-сайт» не имеет четкого и ясного определения в законодательстве Республики Узбекистан, правоотношения, возникающие в связи с веб-сайтами регулируются различными отраслями права, то есть правовой статус веб-сайта в настоящее время чётко не определен, а охрана ему предоставляется в рамках авторского права, законодательства о средствах массой информации, а также об информатизации.

    Мукумов Бобур Мелибой угли,

    преподаватель кафедры

    Право интеллектуальной собственности

    Ташкентского государственного

    юридического университета.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates