Выступление Президента Шавката Мирзиёева на первом заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

    Прежде всего искренне поздравляю вас с оказанным вам высоким доверием – избранием членами Сената Олий Мажлиса.

    Уважаемые члены Сената!

    Дорогие друзья!

    Прежде всего искренне поздравляю вас с оказанным вам высоким доверием – избранием членами Сената Олий Мажлиса.

    Несомненно, все мы хорошо понимаем, что сенатор – это высокий и почетный статус и вместе с тем – огромная ответственность.

    Надеюсь, что вы задействуете все свои знания, опыт, силы и потенциал на пути построения Нового Узбекистана, мирной, свободной и благополучной жизни нашего народа и оправдаете его доверие.

    В результате выборов, прошедших в духе сильной конкуренции, справедливости и гласности, состав Сената пятого созыва был сформирован на качественно новом уровне. Мне приятно сегодня видеть среди вас многих представителей ведущих сфер и отраслей, видных деятелей политики, экономики, науки и культуры.

    Говоря об интеллектуальном потенциале сенаторов, следует особо отметить, что каждый третий сенатор имеет ученую степень.

    Примечательно, что около 27 процентов, или 16 членов Сената, – женщины. Несомненно, это будет иметь важное значение в усилении законотворческой деятельности и парламентского контроля в вопросах семьи, материнства и детства, защиты прав женщин и в целом в социальной сфере.

    Несомненно, состоявшиеся выборы ознаменовали собой начало нового этапа в развитии нашего государства и общества, в том числе в деятельности местных Кенгашей.

    Вновь избранные местные Кенгаши кардинально отличаются по своему составу и статусу. Об этом свидетельствует обновление их состава почти на 60 процентов, более 3 тысяч наших соотечественников впервые стали депутатами.

    Доля женщин-депутатов в Кенгашах достигла 32 процентов, а число депутатов в возрасте до 30 лет увеличилось в 3,5 раза, или на 266 человек, что будет иметь особенно важное значение в организации деятельности Сената теперь уже на основе новых взглядов и подходов.

    Большинство сенаторов, участвующих в сегодняшнем заседании, также одновременно являются депутатами местных Кенгашей.

    Все мы хорошо понимаем, что в сегодняшних сложных условиях, когда ситуация в мире беспрецедентно обостряется, нам как никогда важно обеспечить мир и развитие страны.

    Наш великий поэт и мыслитель Пахлаван Махмуд писал: «​если наши предки видели один потоп, то сегодня мы видим тысячу». Действительно, каждая из глобальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, становится для человечества самым серьезным вызовом.

    Мы видим и слышим, как в разных регионах мира усиливаются кровопролитные конфликты, экологические и техногенные катастрофы, угрозы изменения климата, экономического кризиса, терроризма и экстремизма, проблемы беженцев.

    В этой чрезвычайно сложной ситуации только наша сильная воля, единство, сплоченность и неустанный труд смогут обеспечить мир и развитие в стране.

    Уверен, что уважаемые сенаторы и депутаты, избранные в местные Кенгаши, будут работать с глубоким пониманием этой важной истины и возложенной на них огромной ответственности.

    Дорогие друзья!

    Предыдущий состав верхней палаты внес достойный вклад в реализацию масштабных задач по строительству Нового Узбекистана. Сенат проявил особую активность в вопросах надежного обеспечения прав женщин, защиты женщин и детей от насилия. За последние пять лет верхняя палата заслушала 106 отчетов, в исполнительные органы было внесено 1 300 запросов, что также явилось важным положительным результатом.

    Значительно возрос авторитет парламента и на международной арене. За прошедший период число межпарламентских групп дружбы с зарубежными государствами увеличилось с 26 до 73. Сенат принял такие крупные международные мероприятия, как Азиатский женский форум, Межпарламентский форум государств Центральной Азии.

    Заслуживает особого внимания, что в следующем году в нашей столице пройдет 150-я, юбилейная, сессия Ассамблеи Межпарламентского союза. Думаю, было бы целесообразным, чтобы Сенат возглавил работу по организации и проведению на высоком уровне и этого авторитетного международного форума.

    Здесь следует отметить, что в Сенате впервые была налажена положительная практика по осуществлению парламентского контроля над исполнением межгосударственных соглашений.

    Уважаемые сенаторы!

    В результате конституционной реформы состав Сената стал более компактным, сократилось число сенаторов со 100 до 65. В то же время многократно возросли полномочия и ответственность сенаторов. В частности, существенно расширено участие верхней палаты в парламентском контроле и формировании ряда важных государственных органов.

    Еще один важный вопрос. Прежде сенаторы в ходе контрольных мероприятий или встреч с избирателями не имели конкретных полномочий по решению выявленных в законодательстве проблем. Этот вопрос нашел свое решение в результате включения в Конституцию в новой редакции нормы о праве Сената на внесение законодательного предложения. Уверен, что вновь избранные сенаторы проявят активность в данных процессах.

    Уважаемые участники заседания!

    Теперь остановимся на возможностях и направлениях, которые необходимо полностью задействовать в деятельности верхней палаты.

    В Конституции определено, что Сенат является палатой территориального представительства. Следует признать, что предыдущий созыв Сената сделал только первые шаги к диалогу и взаимодействию с местными Кенгашами.

    Несмотря на то, что местные Кенгаши наделены полномочиями принимать решения более чем по 15 вопросам, до сих пор не установлен единый порядок их разработки, согласования и утверждения.

    Еще один вопрос. Мы предоставили местным Кенгашам многие полномочия, повысили их статус. Однако, к сожалению, не была внедрена система обмена опытом, повышения квалификации и практических навыков депутатов Кенгашей. Думаю, этот вопрос также не останется вне поля зрения нового состава Сената.

    Если организовать распространение лучшего опыта местных Кенгашей и в других регионах, определять образцовые Кенгаши, несомненно, эффективность нашей работы только возрастет.

    Согласно Основному Закону Сенат заслушивает отчеты более 10 высоких должностных лиц. За прошедшие пять лет такие отчеты были заслушаны свыше 100 раз. Однако в большинстве случаев они рассматривались без глубокого анализа. Например, вопрос преступности. За 9 месяцев 2024 года преступления совершили более 45 тысяч лиц. В Андижанской, Джизакской, Кашкадарьинской и Самаркандской областях было совершено больше краж по сравнению с другими регионами, в Навоийской, Сырдарьинской и Хорезмской областях – больше мошенничеств, в Ташкентской, Сурхандарьинской областях и городе Ташкенте – преступлений, связанных с наркотиками.

    Если Сенат в рамках парламентского контроля тщательно проанализирует эти обстоятельства, возьмет ситуацию в «красных» регионах под свой контроль, будет решительно требовать ответственности в данном направлении, думаю, эту ситуацию можно будет изменить.

    Дорогие соотечественники!

    В последние годы в результате осуществления масштабных демократических реформ улучшаются позиции Узбекистана в международных рейтингах. Так, позиции нашей страны повысились в рейтингах верховенства закона – на 8 пунктов, электронного правительства – на 18, экономической свободы – на 49, логистики и инноваций – на 10 пунктов.

    Отмечая такие важные достижения, мы в то же время хорошо понимаем, что нам предстоит еще многое сделать в этих направлениях.

    Сегодня с авторитетных международных трибун Узбекистан выдвигает большие инициативы. Несомненно, мы все хотим, чтобы наши сенаторы проявляли активность в доведении их сути и значения до нашего народа, зарубежных и отечественных экспертов. Однако их роль не ощущается в полной мере. Комитет Сената, ответственный за международные дела, также слабо работает в этом направлении. Надеюсь, новый состав верхней палаты улучшит эту деятельность.

    Уважаемые участники заседания!

    Нынешнее тревожное время требует от всех нас критически оценивать свою работу, организовать ее совершенно по-новому. В связи с этим хочу коротко остановиться на актуальных задачах, стоящих перед Сенатом.

    Во-первых, в Конституции в новой редакции устранены случаи дублирования в полномочиях Сената и Законодательной палаты, четко определены соответствующие задачи каждой из палат.

    Теперь Сенату необходимо внедрить новые механизмы обсуждения законов. Особенно важное значение имеет налаживание практики широкого вовлечения в процесс законотворчества местных Кенгашей, учета их мнения по каждому закону.

    Обратите внимание, в этом году депутаты Кенгашей в ходе встреч с гражданами выявили более 22 тысяч проблем. То есть они хорошо знают реальное положение дел на местах. Следовательно, при рассмотрении законов в комитетах парламента, конечно, справедливо было бы больше работать не с представителями министерств и ведомств, а с депутатами местных Кенгашей. Ведь законы, не учитывающие особенности и возможности регионов, не будут эффективно работать в низовом звене.

    Самое важное – в законах необходимо добиться гармонизации региональных и общегосударственных интересов. При обеспечении исполнения законов в центре постоянного внимания Сената должен находиться вопрос об уровне возможностей и ресурсов местных хокимиятов или Кенгашей.

    Во-вторых, приоритетной задачей Сената должно быть всестороннее содействие деятельности местных Кенгашей.

    Это особенно важно сегодня, когда внедряется качественно новая модель местного управления. Как известно, теперь Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента возглавляют не хокимы, а председатели Кенгашей, избранные из числа депутатов. Будет правильным сказать, что посредством этой политической реформы мы воплотили в жизнь 30-летнюю мечту нашего народа.

    Пользуясь случаем, поздравляю участвующих в сегодняшнем заседании председателей местных Кенгашей, желаю им успехов в предстоящей деятельности.

    В этом году 33 полномочия хокимов были переданы Кенгашам, планируем передать им еще 17 полномочий. Так, предусмотрена передача местным Кенгашам полномочий по утверждению размеров 7 видов местных сборов, таких как надбавка к тарифу за питьевую воду, арендная плата на государственных объектах и рынках.

    Будет усилен контроль за деятельностью региональных исполнительных органов посредством таких новых механизмов, как запрос Кенгаша и проверка Кенгаша. Думаю, если местные Кенгаши внедрят практику проведения каждые полгода пресс-конференций о проделанной работе, это усилит открытость и подотчетность в их деятельности.

    Все эти меры свидетельствуют о необратимом характере процессов доведения государственного управления до низового звена, его приближения к населению.

    В этой связи хочу обратить ваше внимание на чрезвычайно важный аспект. До 1992 года в нашей стране было время, когда государственную власть на местах возглавляли два руководителя. Это хорошо помнят представители старшего поколения, принимающие участие в сегодняшнем заседании. Тогда некоторые руководители вместо решения актуальных проблем и развития регионов были заняты борьбой за статус.

    Нам необходимо сделать правильные выводы из таких ошибок недавнего прошлого и не допустить их повторения. В целом и хоким, и председатель Кенгаша должны превыше всего ставить интересы жителей соответствующей территории, работать сплоченно, одной командой.

    Наряду с этим, хочу особо подчеркнуть, что, как закреплено в Конституции, хокимы ответственны за неукоснительное исполнение актов законодательства на уровне района, города и области, социально-экономическое, культурное и экологическое развитие территорий.

    Мы неслучайно говорим об этом на сегодняшней встрече с вами, уважаемые сенаторы. Ведь, с одной стороны, вы являетесь депутатами местных Кенгашей, а с другой, на вас как на членов Сената также возложено решение задач по содействию местным представительным органам.

    Сенату необходимо оказывать местным хокимиятам и Кенгашам непосредственную помощь для их сплоченной деятельности и правильной организации взаимоотношений.

    С 2026 года хокимы не будут председательствовать в районных и городских Кенгашах. Это также станет важным демократическим процессом. Верхней палате необходимо серьезно подготовиться и к этой реформе.

    В-третьих, на основе требований Конституции в новой редакции недавно местные Кенгаши впервые при утверждении хокимов на должность рассмотрели и одобрили их программы по развитию регионов.

    Наш народ ждет от депутатов активности и инициативности в осуществлении контроля депутатов и Кенгашей за исполнением задач этих программ.

    Приведу пример: несмотря на то, что за последние пять лет сфере дорожного строительства были выделены средства в размере 48 триллионов сумов, до сих пор 32 процента, или 66 тысяч километров, дорог требуют ремонта. Системе питьевого водоснабжения и канализации было направлено 23 триллиона сумов, однако около 8 миллионов жителей в 747 махаллях до сих пор не подключены к централизованной сети. 8 процентов централизованных отопительных котлов и 14 процентов тепловых сетей находятся в непригодном состоянии.

    Отсутствуют генеральные планы 826, или 70 процентов городов и городков, 5 859, или 78 процентов, сельских населенных пунктов. Как следствие на местах ведется беспорядочное и незаконное строительство. Если в прошлом году было выявлено 1 600 объектов, начатых к строительству без регистрации, то только за 6 месяцев текущего года данный показатель превысил 1 900.

    Это требует от местных Кенгашей работы на местах с низовыми звеньями министерств и ведомств, особенно их районными и городскими подразделениями, на основе новых подходов.

    Дорогие друзья!

    Как известно, местные Кенгаши наделены широкими полномочиями в сфере бюджетных отношений. Мы примем решение, согласно которому с 2025 года в районах и городах будут полностью оставаться поступления от налогов на землю, имущество, с оборота и не менее 50 процентов – от налогов на доходы. Таким образом, еще более повысится роль местных Кенгашей в этом вопросе. В результате в 2025 году доходы бюджетов районов и городов увеличатся на 9,4 триллиона сумов, или на 47 процентов.

    К примеру, только в одном Хатырчинском районе доходы бюджета вырастут в 2 раза, или на 69,4 миллиарда сумов, а в Бухарском районе – в 1,3 раза, или на 29 миллиардов сумов.

    Такие реформы наряду с кардинальным расширением возможностей районов и городов по самостоятельному решению проблем своих территорий также требуют от местных Кенгашей эффективного использования создаваемых условий и выдвижения обоснованных инициатив для решения волнующих население вопросов.

    Сенату необходимо проводить системный анализ деятельности местных Кенгашей и оказывать им содействие в этих направлениях.

    В-четвертых, в Конституции в новой редакции на Сенат возложена большая ответственность за обеспечение соответствия решений местных Кенгашей законодательству.

    Только в прошлом году местные Кенгаши приняли 34 400 решений. Уже само это показывает степень важности задачи. Сенату необходимо создать в этом направлении эффективную систему по обеспечению открытости, прозрачности и законности. При этом рационально использовать возможности недавно созданного при Сенате Центра изучения деятельности представительных органов на местах.

    В-пятых, комитеты Сената – это сердце, движущая сила верхней палаты.

    Каждый комитет за прошедшие пять лет с целью изучения и поиска путей решения проблем на местах провел в среднем по 37 контрольно-аналитических мероприятий. Это, несомненно, хороший показатель. Однако наших сенаторов должно волновать, дают ли эти контрольные мероприятия ожидаемый результат, решается ли на местах каждая конкретная проблема.

    Полагаю, настало время закрепить на законодательном уровне основы института слушаний в комитетах. Если каждый комитет будет оказывать содействие местным Кенгашам по своему направлению, то их деятельность ощутимо усилится.

    В-шестых, как известно, мы реализуем крупные программы по сокращению бедности и социальной защите населения.

    Четыре года назад доходы 23 процентов населения, или 7,5 миллиона человек, даже не достигали порога бедности. За прошедший период, создав возможности для получения доходов 3,5 миллиона граждан, мы добились снижения уровня бедности до 11 процентов. В следующие три года планируем сократить уровень бедности до 7 процентов.

    В целях сокращения бедности и социальной защиты населения в будущем году из бюджета мы направим 500 миллиардов сумов. Еще одно нововведение – с нового года будет внедрена единая система «Социальная карта», включающая 65 видов социальных услуг и помощи, около 50 льгот.

    Поэтапно расширится масштаб поддержки соотечественников, потерявших доход, здоровье, оказавшихся в тяжелом социальном положении. Для этого будет принят Закон «О социальном страховании». В целях обеспечения адаптации в обществе лиц с инвалидностью будет расширен спектр социальных услуг и помощи.

    Как известно, сегодня большинство детей с ограниченными возможностями обучаются вне социальной среды. Для них будет создана безбарьерная среда и необходимые условия для посещения общеобразовательных школ, привлечены специальные педагоги и психологи.

    Хочу остановиться еще на одном важном вопросе: мне известно, что в нашем обществе встречаются случаи притеснения и насилия в отношении детей. Мы должны бескомпромиссно и решительно бороться с такими пороками, противоречащими нашим ценностям. Этот вопрос будет находиться на личном контроле Президента.

    Поэтому недавно мы законодательно закрепили соответствующие правовые и социальные меры, которые будут приниматься государством во всех случаях, способных причинить вред жизни, здоровью, чести и достоинству ребенка, а также физические и душевные страдания.

    Органам прокуратуры следует усилить эффективность мер по защите прав, свобод и законных интересов пострадавших от насилия.

    Для полной реализации таких планов и инициатив, несомненно, очень важно участие сенаторов.

    В-седьмых, сама жизнь показала правильность налаживания деятельности Национального совета по противодействию коррупции, причем под руководством Председателя Сената.

    За последние пять лет Узбекистан поднялся на 23 позиции в индексе «Отсутствие коррупции», в 2023 году занял в этом направлении 66-е место среди 140 стран и продемонстрировал один из значительных показателей в Центральноазиатском регионе.

    Для оценки прозрачности деятельности государственных органов и организаций введен «Индекс открытости». Отчеты руководителей государственных организаций, по результатам оценки признанные неудовлетворительными, заслушиваются на заседаниях Национального совета. Однако в этом направлении еще немало вопросов, ждущих своего решения. Хотя в прошлом году количество преступлений, связанных с коррупцией, уменьшилось на 12 процентов, тем не менее были обвинены в коррупции и привлечены к ответственности 6 500 лиц.

    В целом считаю необходимым дальнейшее усиление парламентского контроля и участия всего нашего общества в противодействии коррупции.

    Сенату следует разработать конкретные меры по повышению правового сознания и правовой культуры населения и государственных служащих, формированию в обществе нетерпимости к коррупции, внедрению в сознание молодого поколения понятий об уважении закона, порядочности и честном труде.

    В-восьмых, организация системы избрания Сенатом всех членов Высшего судейского совета служит обеспечению подлинной независимости судебной власти.

    Здесь хочу подчеркнуть: это конституционное полномочие Сената не должно ограничиваться лишь утверждением кандидатов. Считаю, что в комитетах верхней палаты необходимо наладить практику ознакомления с деятельностью кандидатов и ее оценки, предоставления по ним заключений.

    Настало время отдельными законами определить статус судей и правовую основу деятельности органов судейского сообщества, гарантии его участия в выделении средств на финансирование судебной системы.

    Уважаемые друзья!

    Сегодня мы вместе с вами должны рассмотреть организационный вопрос повестки дня – об избрании Председателя Сената и его заместителей.

    В соответствии со статьей 101 нашей Конституции, посоветовавшись с большинством членов Сената, в том числе с опытными сенаторами, на должность Председателя Сената Олий Мажлиса я хочу представить кандидатуру нашего уважаемого сенатора Танзилы Камаловны Нарбаевой.

    Вы все хорошо знаете этого кандидата. Танзила Камаловна имеет богатый опыт работы в сфере государственного и общественного управления. За прошедший период в результате ее эффективной деятельности на посту Председателя Сената Олий Мажлиса положение в обеспечении прав женщин и детей, защите их законных интересов в нашей стране значительно улучшилось. Сегодня дают свои результаты многие инициативы, выдвинутые в сфере повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и вопросов семьи.

    Уверен, что уважаемая Танзила Камаловна в тесном сотрудничестве с вами будет еще более успешно работать на своей высокой должности.

    На должность первого заместителя Председателя Сената рекомендую кандидатуру нашего уважаемого сенатора Содика Солиховича Сафоева.

    Вы хорошо знаете этого руководителя как крупного дипломата и общественного деятеля, известного в нашей стране и на международной арене. Не буду подробно останавливаться на его трудовой деятельности, так как вы хорошо знакомы с Содиком Солиховичем.

    На должность заместителя Председателя Сената рекомендую кандидатуру нашего уважаемого сенатора Аманбая Тлеубаевича Орынбаева.

    Этот человек – самоотверженный сын нашего народа. С 26 августа 2022 года эффективно работает на посту Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, а с 13 сентября того же года одновременно является заместителем Председателя Сената.

    На протяжении многих лет Аманбай Тлеубаевич плодотворно трудился на ответственных должностях в системе органов внутренних дел. Проявил себя как ответственный руководитель, преданный Родине и профессии, умеющий сплотить людей в трудное время.

    Прошу вас поддержать кандидатуру Аманбая Орынбаева.

    Уважаемые члены Сената!

    От себя лично и от вашего имени искренне поздравляю избранных Председателя Сената Танзилу Нарбаеву и заместителей председателя – Содика Сафоева, Аманбая Орынбаева с оказанным им сегодня высоким доверием, желаю успехов в их дальнейшей деятельности.

    Дорогие друзья!

    Многим из вас, конечно, знакомы проницательные слова Сахибкирана Амира Темура: «Надев кафтан султана, я потерял покой». Все мы хорошо понимаем, что тем самым наш великий предок говорит о высшем критерии, которому должен следовать человек в государственных делах.

    Действительно, человек, который служит государству и народу – сенатор или депутат, хоким или министр, взяв на себя ответственность руководителя, не имеет морального права быть равнодушным и беспечным.

    Только представьте себе – из 37-миллионного населения лишь 65 человек удостоены такой высокой чести и счастья – стать сенаторами. Ценить такое высокое доверие, огромную ответственность, оправдать его своим честным и верным служением Родине – священный долг для всех нас.

    Как говорили древние мыслители, добросовестный труд приносит благополучие, справедливость, дарует победу и успех.

    Я желаю вам внести достойный вклад в создание фундамента Нового Узбекистана и Третьего Ренессанса, принимать справедливые законы на благо народа.

    Я вижу в вас, уважаемые сенаторы, людей самоотверженных и способных на такие великие свершения, глубоко осознающих стратегические задачи Узбекистана, превыше всего ставящих интересы Родины и народа – моих ближайших единомышленников.

    Убежден, что вы задействуете все свои знания, опыт, силы и возможности и впишете новую яркую страницу в историю нашей страны, в деятельность Сената.

    Желаю всем вам здоровья и больших успехов на этом славном пути.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates